пишите письма
шахматы семья автостоп
История Гильдии

11 сентября 1996 года Татьяна Колесова, Елена Гайсина, Андрей Галкин, Михаил Гуменик (т.е. я) и Александр Нетужилов распили бутылку Советского Шампанского в честь появления на свет Петербургской Гильдии Мастеров автостопа. Предыстория этого события такова. В июне 1996 года я и Татьяна Колесова вышли из состава петербургской лиги автостопа (а мы на тот момент были №65 и №61 соответственно). Как-то раз, светлым июньским вечером нам позвонила стажерка Лиги Юля Короткова и поинтересовалась, вправду ли мы собираемся организовать свой автостопный клуб. На тот момент ни у меня, ни у Тани и мыслей на этот счет не было...
Но с подачи Юли они появились. Мы подумали "почему бы и нет?" и весь последующий вечер придумывали названия. Было перепробовано и со смехом отвергнуто множество названий, единственным более или менее приемлимым было Петербургская Гильдия мастеров автостопа. Сразу же выработали концепцию клуба, в том числе "бюрократическую", за основу для составления своих правил соревнований взяли версию, которую мы делали для кругосветных гонок ПЛАС, а все остальное накидали в самых общих чертах.
Вообще, это была плодотворная неделя. Во вторник позвонила Юля, в среду мы решили поехать на юга - в пятницу вечером мы были уже в пути; в четверг Таня придумала и сшила первую модель "Таниноида" - на мой взгляд, "Таниноид" - лучшая модель рюкзака для автостопа. Неделю на югах мы занимались жаркой собственного мяса и доработкой концепции клуба. И, приехав, мы уже были готовы объявлять о создании клуба. Дело это было новое, из автостопных клубов существовала только ПЛАС в Питере и два московских клуба (АВП и ША), но мы были уверены, что все срастется. И, для себя, решили, что объявим об организации Гильдии где-нибудь в начале сентября. Что и сделали.
Пообщались со своими старыми знакомыми в ПЛАС, со своими знакомыми вообще и в ноябре организовали первые гонки Гильдии. В 1996 году в Гильдии было 4 Мастера - Татьяна Колесова, Юлия Короткова, Михаил Гуменик и Алексей Кричун. Вообще, первый год Гильдия была не очень большим клубом: на сборах клуба (Средах) появлялось пять - десять человек. В августе 1997 года было принято решение начать читать лекции по теории автостопа.
С этого момента Гильдия начала бурно развиваться - уже в октябре был достигнут своеобразный рекорд - в среднем, на средах было более 40 человек, в максимуме - 52. Активное общение, частые соревнования. Именно из пришедших тогда в клуб выросли наиболее грамотные автостопщики - Шульгин, Журлаков, Марков, Колодин и др. Где-то в этот период появилась символика (стилизованное G) и из названия исчезло слово "мастеров". Название стало - ПГАС (Петербургская Гильдия автостопа). Но и первый год существования клуба не был потерян. В течении этого года шлифовались правила соревнований. Как известно, сейчас правила соревнований Гильдии являются лучшими правилами автостопных соревнований. Конечно, они, на тот момент, не были лишены некоторых дефектов, в том числе концептуальных. Во многом это было связано с тем, что они вели свою традицию от ПЛАСовских правил.
Осенью 1998 года в Гильдии произошли существенные изменения: стало ясно, что придется менять место дислокации, появились первые признаки "заболачивания". Адекватной замены тогдашнему помещению не нашлось и зимой клубные сборы и лекции происходили в нецивилизованных условиях. Весной было найдено более приятное место дислокации. Но, чем дальше, тем все больше и больше Гильдия начала превращаться в "болото". Делались попытки бороться с этой тенденцией, но недостаточно энергичные. Но и в этом сезоне оформились несколько талантливых автостопщиков - Мишустин, Князев, Курбатов, Гаврилов. Именно в этом сезоне прошли рекордные для Гильдии (и, насколько я знаю, вообще) гонки по количеству участников - осенние гонки года - одиночные гонки, 16 гоночных единиц и так называемые "коммерческие" гонки, в которых участвовало 12 двоек.
К концу августа появились первые признаки "бунта стариков" (см. книгу Ланцберга и Кордонского "Технология группы"). В этот момент было принято решение о прекращении функционирования Петербургской Гильдии автостопа. При этом было заявлено, что любой Мастер Гильдии (а их на момент прекращения функционирования было больше 10) может организовать свой клуб-правопреемник. И был создан один клуб-правопрремник - Гильдия Мастеров автостопа. Кроме него членами ПГАС были организованы команда экстремальных путешествий (КЭП), команда "А-Элита"; питерское отделение клуба "Магистраль" состоит, в основном, из бывших членов ПГАС или из ауры (см. книгу Ланцберга и Кордонского "Технология группы") ПГАС.
Начиная с 1997 года ПГАС активно участвовала в межклубной деятельности. Лекции, прочитанные в Твери в 1997 году, дали толчок в развитии тверского автостопа. Гильдия принимала участие в гонках с ПЛАС и с Ультрой, принимала участие в организации "Коровы на льду-98", а также участвовала в оной. ПГАС принимала участие в создании Российской ассоциации клубов автостопа (РАКА), которая, правда, просуществовала около года, а потом приказала долго жить, так ничего и не родив. В 1999 году Гильдия принимала участие в "Корове на льду-99", а в 2000 - принимала участие в организации "многокомандных гонок", и сама приняла в них участие. Гильдия активно занималась "правилотворчеством": за 1997-2000 годы правила из немножко измененных лиговских стали несколько другими по духу - они стали намного более спортивными. Кроме того, что в них наличествует совсем немного "дырок" и "непоняток"... Начиная со второй Эльбы Гильдия активно участвовала в движении "Эльб", а также в их организации. Решения о проведении, месте проведения и времени проведения Эльб нередко решались на Средах...
Что же до нынешнего положения дел, то хочется процитировать поэта: "Ходить бывает склизко по камушкам иным. Итак, о том, что близко, мы лучше умолчим".
(C) Михаил Гуменик, 2001 г.