пишите письма
История Гильдии
11 сентября 1996 года Татьяна Колесова, Елена Гайсина, Андрей Галкин, Михаил
Гуменик (т.е. я) и Александр Нетужилов распили бутылку Советского Шампанского
в честь появления на свет Петербургской Гильдии Мастеров автостопа.
Предыстория этого события такова. В июне 1996 года я и Татьяна Колесова вышли
из состава петербургской лиги автостопа (а мы на тот момент были №65 и №61
соответственно). Как-то раз, светлым июньским вечером нам позвонила стажерка
Лиги Юля Короткова и поинтересовалась, вправду ли мы собираемся организовать
свой автостопный клуб. На тот момент ни у меня, ни у Тани и мыслей на этот счет
не было...
Но с подачи Юли они появились. Мы подумали "почему бы и нет?" и весь последующий
вечер придумывали названия. Было перепробовано и со смехом отвергнуто множество
названий, единственным более или менее приемлимым было Петербургская Гильдия
мастеров автостопа. Сразу же выработали концепцию клуба, в том числе "бюрократическую",
за основу для составления своих правил соревнований взяли версию, которую мы
делали для кругосветных гонок ПЛАС, а все остальное накидали в самых общих чертах.
Вообще, это была плодотворная неделя. Во вторник позвонила Юля, в среду мы решили
поехать на юга - в пятницу вечером мы были уже в пути; в четверг Таня придумала
и сшила первую модель "Таниноида" - на мой взгляд, "Таниноид" - лучшая модель
рюкзака для автостопа. Неделю на югах мы занимались жаркой собственного мяса и
доработкой концепции клуба. И, приехав, мы уже были готовы объявлять о создании
клуба. Дело это было новое, из автостопных клубов существовала только ПЛАС в Питере
и два московских клуба (АВП и ША), но мы были уверены, что все срастется. И, для себя,
решили, что объявим об организации Гильдии где-нибудь в начале сентября. Что и
сделали.
Пообщались со своими старыми знакомыми в ПЛАС, со своими знакомыми вообще и в
ноябре организовали первые гонки Гильдии. В 1996 году в Гильдии было 4 Мастера -
Татьяна Колесова, Юлия Короткова, Михаил Гуменик и Алексей Кричун. Вообще,
первый год Гильдия была не очень большим клубом: на сборах клуба (Средах) появлялось
пять - десять человек. В августе 1997 года было принято решение начать читать
лекции по теории автостопа.
С этого момента Гильдия начала бурно развиваться - уже в октябре был достигнут
своеобразный рекорд - в среднем, на средах было более 40 человек, в максимуме -
52. Активное общение, частые соревнования. Именно из пришедших тогда в клуб
выросли наиболее грамотные автостопщики - Шульгин, Журлаков, Марков, Колодин и
др. Где-то в этот период появилась символика (стилизованное G) и из названия
исчезло слово "мастеров". Название стало - ПГАС (Петербургская Гильдия автостопа).
Но и первый год существования клуба не был потерян. В течении этого года
шлифовались правила соревнований. Как известно, сейчас правила соревнований
Гильдии являются лучшими правилами автостопных соревнований. Конечно, они, на
тот момент, не были лишены некоторых дефектов, в том числе концептуальных.
Во многом это было связано с тем, что они вели свою традицию от ПЛАСовских
правил.
Осенью 1998 года в Гильдии произошли существенные изменения: стало ясно, что
придется менять место дислокации, появились первые признаки "заболачивания".
Адекватной замены тогдашнему помещению не нашлось и зимой клубные
сборы и лекции происходили в нецивилизованных условиях. Весной было найдено
более приятное место дислокации. Но, чем дальше, тем все больше и больше Гильдия
начала превращаться в "болото". Делались попытки бороться с этой тенденцией, но
недостаточно энергичные. Но и в этом сезоне оформились несколько талантливых
автостопщиков - Мишустин, Князев, Курбатов, Гаврилов. Именно в этом сезоне
прошли рекордные для Гильдии (и, насколько я знаю, вообще) гонки по количеству
участников - осенние гонки года - одиночные гонки,
16 гоночных единиц и так называемые "коммерческие" гонки, в которых участвовало
12 двоек.
К концу августа появились первые признаки "бунта стариков"
(см. книгу Ланцберга и Кордонского "Технология группы"). В этот момент было
принято решение о прекращении функционирования Петербургской Гильдии автостопа.
При этом было заявлено, что любой Мастер Гильдии (а их на момент прекращения
функционирования было больше 10) может организовать свой клуб-правопреемник.
И был создан один клуб-правопрремник - Гильдия Мастеров автостопа.
Кроме него членами ПГАС были организованы команда экстремальных путешествий (КЭП),
команда "А-Элита"; питерское отделение клуба "Магистраль" состоит, в основном,
из бывших членов ПГАС или из ауры (см. книгу Ланцберга и Кордонского "Технология
группы") ПГАС.
Начиная с 1997 года ПГАС активно участвовала в межклубной деятельности. Лекции,
прочитанные в Твери в 1997 году, дали толчок в развитии тверского автостопа.
Гильдия принимала участие в гонках с ПЛАС и с Ультрой, принимала участие в
организации "Коровы на льду-98", а также участвовала в оной. ПГАС принимала
участие в создании Российской ассоциации клубов автостопа (РАКА), которая, правда,
просуществовала около года, а потом приказала долго жить, так ничего и не родив.
В 1999 году Гильдия принимала участие в "Корове на льду-99", а в 2000 - принимала
участие в организации "многокомандных гонок", и сама приняла в них участие.
Гильдия активно занималась "правилотворчеством": за 1997-2000 годы правила из
немножко измененных лиговских стали несколько другими по духу - они стали намного
более спортивными. Кроме того, что в них наличествует совсем немного "дырок" и
"непоняток"... Начиная со второй Эльбы Гильдия активно участвовала в движении
"Эльб", а также в их организации. Решения о проведении, месте проведения и времени
проведения Эльб нередко решались на Средах...
Что же до нынешнего положения дел, то хочется процитировать поэта: "Ходить бывает
склизко по камушкам иным. Итак, о том, что близко, мы лучше умолчим".
(C) Михаил Гуменик, 2001 г.