пишите письма
шахматы семья автостоп Гильдия поездки гостевая книга

Автостопная наука. Полемика с Алексеем Мухрановым.


Алексей Мухранов на своем сайте высказал множество полезных и интересных мыслей по поводу философии автостопных поездок, мировосприятия путешественника и развития автостопной мысли. Загляните туда. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Научное мышление начинается с определений. Что такое автостоп, кто знает? В узком смысле - бесплатное перемещение на автотранспорте. В широком смысле - вообще этакое путешествие без помощи цивильных видов транспорта. Иногда говорят - бесплатное перемещение на нерейсовом транспорте. По-моему, уточнение "нерейсовый" излишне. Получается, что ехать на такси бесплатно - это не автостоп, а когда это такси закончило работу и взяло вас по пути домой - это уже автостоп.

Для того, чтобы прийти к общему знаменателю, воспользуемся моей классификацией. Сначала - про определение автостопа. На мой взгляд, уточнение "нерейсовый" в определении лишним не является. И ехать на такси бесплатно - это автостоп, потому что такси - транспорт нерейсовый. А вот если взять, например, троллейбус, то бесплатная поездка на нем, когда он идет по маршруту, будет поездкой "зайцем", а не автостопом. В чем и разница.

На мой взгляд, не важно, на чем вы едете, гораздо важнее применяемый метод. То есть - метод оплаты проезда или метод применения собственной головы. К истине приблизилось АВП, придумав выражение: "путешествие научными методами". Все эти сложности произошли вследствие переноса европейского явления на азиатскую почву - то есть, если на Западе можно куда угодно попасть автомобилем, то на Востоке приходится совмещать автомобиль с локомотивом или чем-то иным, например - с верблюдом. Поэтому для европейца автостоп - понятие простое. А для нас - несколько более сложное.

Далее мы перескакиваем на автостопные путешествия или на вольные путешествия. Мне кажется, что выражение "путешествие научными методами" является излишне ироничным либо высокопарным (смотря с какой стороны смотреть) и проигрывает выражению "вольные путешествия", также используемому АВП (например, в названии). В дальнейшем в статье Алексея Мухранова идет речь именно о вольных путешествиях...

Еще одно определение:
Автостоп - в широком смысле слова это когда вы можете совершить больше, чем позволяют ваше деньги и общественное положение.

Определение, сколь красивое, столь и неверное. Думаю, что автостоп стоит вне таких категорий, как "деньги" и "общественное положение". Надел комбез, собрал рюкзак, вышел на трассу и уже неважно, студент ты или преподаватель, инженер или менеджер, дизайнер или хозяин магазина.

Проблема денег в автостопе. Тут существует примерно два мнения. Первое: деньги в сущности не есть необходимое условие, вполне можно обойтись без них. Второе: почему бы их не иметь для приличия, потому что не иметь денег неприлично?

Есть третье мнение, мое, правильное: почему бы не иметь с собой денег, потому что иметь их удобно?

Иначе говоря, деньги - это такой же ресурс, как еда, снаряжение, информация и время. В условиях дефицита иных ресурсов, наличие денег позволит эффективно решить проблемы, решение которых иначе сопряжено с известными трудностями.

Чем же отличается вольное путешествие от поездки автостопом? Да тем, что в определении "вольного путешествия", в самом ходе вольного путешествия деньги (точнее, безденежье, бесплатность) играют первостепенную роль! В отличие от автостопного путешествия, где роль денег заметно меньше и даже упоминать о ней необязательно. Алексей Мухранов четко подтверждает мои определения! "Вольное путешествие" (оно же "путешествие научными методами") - малобюджетно, т.е. именно по роли денег и проходит граница. "Взял с собой столько денег, привез обратно в два раза больше денег" - важный параметр вольного путешествия. При рассказе об автостопном путешествии речь о деньгах или ценах идет только в каких-то особых случаях, достойных упоминания и в обыденной жизни.

К вопросу о философии:
Собственно, "если ты стоишь на дороге, ведущей из Рима, ты все равно стоишь на дороге в Рим" (У. Ле Гуин). Если ты постоянно говоришь о том, что какие-то блага жизни достаются тебе бесплатно, ты все равно "завязываешься" на деньги. Именно поэтому так искусственно выглядят некоторые описания поездок, в которых основными событиями является "получил бесплатно то, получил бесплатно это".

Автостоп - это не бесплатно. Автостоп - это "безденежно". Это внеденежные отношения. Проблемы денег в автостопе не существует, также, как и не существует проблемы денег в дружбе. Ну, если мы с другом пойдем в трактир, то каждый заплатит за себя сам, или кто-то заплатит за обоих - это неважно.

Цивильный человек, бомж и, скажем, деревенский гопник - это по сути одно. Они живут по одним и тем же правилам, в одной иерархической системе. Они могут купить вещь, они могут украсть вещь, но в обоих случаях им плевать на владельца и никто из них не догадается заполучить ту же вещь не платя денег и никого не обманывая.

Иначе говоря "мы умные, а они все дураки". И кто тут сноб?

А если вас не хотят везти? Есть такой распространенный вопрос - вот не хочет он, как быть? Уговорить или оставить в покое? В этом случае главное попасть в машину. Дело в том, что водитель скорее всего хочет вас везти, но еще об этом не знает. Когда он проникнется вашей сущностью, он будет вас везти и еще подарит чего-нибудь. Пару раз такое в моей жизни было.

Выскажу альтернативную точку зрения. Как правило, чисто технически, если ситуация не является форсмажорной, то такого водителя надо отпустить с миром. Если он не хочет, то так ему и надо! Трасса длинная, машин на ней много, водителей тоже много, кто-нибудь обязательно подберет. Не надо влезать в машину к водителю, который отказывается тебя везти.

Но есть другая сторона, которую однажды озвучил Кротов. "Мы последнее поколение путешественников", - сказал он однажды. И боюсь, что оказался прав. Мир - каким знали его мы - погибает. Национальные культуры вытесняются транснациональными дизайнерами. Макдональдсы вытесняют чайханы. Восточные базары сносят бульдозерами, ровняя место под супермаркеты "Metro". В глухие районы Сахары проникает интернет и сникерсы. Россия мало затронута этим процессом, поэтому мы слабо себе представляем его масштабы. Мир стремительно унифицируется. Ему осталось жить от силы 10-15 лет. Если не произойдет чего непредвиденного.

Видеть такой пессимизм - очень печально. Наверное, такие же чувства испытывали китайцы, приезжая в Европу и обнаруживая там бумагу… Нет бы все на пергаментах записывали, а они, глобалисты проклятые, тоже перешли на бумагу. И как это контрастирует с предыдущим заявлением о "вечности" автостопной науки! И стоит задаться вопросом: "почему Россия мало затронута этим процессом?" и получить ответ: "потому что мы ее лучше знаем". Потому что, несмотря на икеи и макдональдсы в Москве, мы видим что люди, по сути, не изменились. Да, мы пользуемся интернетом и пьем кока-колу, но неужели это приводит к гибели необычности России? Может быть, последними путешественниками ощущали себя и римляне, занимавшиеся туризмом? Или вы думаете, что развалины Карфагена привлекают туристов только в наше время?

Даже если все-таки наступит энергетический кризис и нынешняя доминирующая европейская техническая цивилизация умрет, дороги зарастут, средства быстрого перемещения будут утеряны, Мир радикально изменится, то и тогда следующего периода путешествий хоть и придется ждать сотни лет, но он наступит, как уже не раз наступал, и мы не будем последним поколением путешественников. Пессимисты во главе с Кротовым и Мухрановым будут правы только в случае глобальной катастрофы, которая уничтожит все человечество.


(C) Михаил Гуменик, 2005 г.