Немножко о поездке за Урал летом 2004 года.


Введение.
Сначала были планы. И планы эти были глобальны. Но вмешалось время. Его было мало. Но хотелось посмотреть на кедры. Точнее, на кедровый лес.
Вообще, ботаники спорят, что есть кедр. Утверждают, что настоящие кедры растут только в Ливане, ну, может еще на Кипре (отсюда ругательство - "кедр ты кипрский!"). А то, что растет у нас, называется "сосна сибирская". Но это неважно.
Вообще, кедровый лес захотелось посмотреть Маше. Ну, и я взялся ее сопровождать (одна Маша не ездит). Детей мы оставили на бабушек, Таня умотала в Саяны с Юрой (или во Владивосток... или с Ирой... или без Иры - приедет, сама расскажет), я взял двухнедельный отпуск и мы наметили цели. Маша выяснила, что хорош кедровник на Телецком озере (Алтай), но до него далеко. Выяснила она также, что хороши кедры в Усть-Ишиме (300 км к северу от Ишима, район впадения Ишима в Иртыш). И решили мы - поедем, как поедется. Начнем с Питера на Уфу - Челябинск, а там посмотрим: поедется хорошо - заедем на Телецкое, поедется плохо - поедем в Усть-Ишим, поедется совсем плохо - вообще через трассу Челябинск - Екатеринбург вернемся. Одно мы знали точно: туда - через Уфу - Челябинск, обратно - через Пермь - Киров и, далее, на Архангельск (Шенкурск) с обязательным посещением Вельска и желательным завозом Маши в деревню. Итак, в воскресенье в 5 вечера - старт.
Поехали!
Хотели, ясен пень, выехать еще утром, однако прособирались. В итоге забыли нитки, иголку и (главное) реппелент. Однако было уже поздно и мы тронулись. Постояв немного на Звездной, мы уехали на ГАЗоне до Ленсоветовского ДПС. Водитель рассказал, что он "наших" уже не раз видел и как-то даже подвозил на каких-то гонках. И следующий водитель (дэу нексия, до Новгорода) тоже подвозил каких-то гонщиков. Одеты мы были в темные брюки и оранжевые футболки, поэтому было очень приятно слышать такие комплименты. Воистину "стопит не комбез"!
Часик на Новгородской объездной - ГАЗель на Москву. Точнее, в Вышний Волочек. Небыстрая, зато проходная. И этот водитель принял нас за участников соревнований по автостопу! Больше таких казусов не было, даже когда мы были в комбезах. Высадились мы в районе 23:30, в районе Едрово. (350 км, 6,5 часов, 54 км/ч) Поставились рядом с семьей лисичек, которых Маша ночью собрала, а утром сварила и мы их съели. Утром прособирались и вышли на трассу только в 13:30...
День два. Понедельник.
Поголосовав часик с кепкой, отпустив пару выползовских машин, мы уехали на 9-ке в Москву. Водитель, психиатр, специалист по личным проблемам, гештальт-терапевт, долго и интересно рассказывал о случаях из своей практики. И позавидовал нам - мы-то, в основном, общаемся с нормальными людьми.
И вот он, МКАД. Очень хотелось одеть комбез, но было еще жарковато... Полтора часа мы проходили до м7. Давно я так плохо не ходил по МКАДу... Однако все кончается, и МКАД закончился. 15 минут голосования - минивэн мицубиси до Павловского Посада (по словам водителя - есть поселки городского типа, а вот Павловский Посад - это город сельского типа). 10 минут - ВАЗ2107 до поворота на Электрогорск. Зачем я поехал? Не знаю. Позиция нехорошая, начало темнеть. Решили проехать до границы Владимрской области и встать там. Но уже через 5 минут остановился водитель (ВАЗ2109), шедший в Йошкар-Олу. Таджик. В районе Дзержинска мы были безапелляционно накормлены национальной едой. Парень - супер. Мухаммед. Хотя друзья называют его Максом. Ругался на российских деревенских алкоголиков и жаловался, что его в деревне не любят.
Вылезли мы на берегу великой чувашской реки Сура, уже часов в 6 утра, с целью поспать. (940 км, 16,5 часов, 57 км/ч) Напрасно вылезли. Надо было доехать-таки до чтолицы Чувашии и попробовать проехать этот день без ночевки. Ибо, проторчав этом районе часов 9, испачкавшись, но так толком и не выспавшись (около 9 пошел дождь и шел он часов до 4-х), мы вышли на трассу...
День три. Вторник.
...И через полчаса нам улыбнулась удача в виде девятки с номерами 86рус, которая остановилась. Водитель сказал "поехали, но я только на полтора километра". Мы отказались.
А еще через часик (дождик все еще моросил) мы уехал на другой девятке, очень похожей на предыдущую, но в Чебоксары. И еще минут через двадцать - на девятке в Казань. Водитель - настоящий татарин, который занимается "внутренним у-шу". Что это, я не знаю, но звучит очень сильно - "самосовершенствование", "дао", "150-200 лет жизни... если, конечно, мастер", "тайцзицюань"... По его словам, овладеть механикой у-шу - дело нехитрое, а вот более серьезные вещи без хорошего китайского мастера (гуру) пока сделать не получается. Хотя, говорит, в Питере очень сильная школа внутреннего у-шу... Говорил он очень убедительно, так что не поверить ему трудно. Я поверил.
Потом была Казанская объездная... Она проходилась еще тяжелее, чем МКАД... В общем, мы на ней заночевали, доехав только до старого сибирского тракта. Но ночевали мы конкретно... В общем, я подивился, как хорошо ночевать рядом с Казанью, в сосновом лесу. (232 км, 6 часов, 38 км/ч)
День четыре. Среда.
Вышли мы около 12 дня. И всего за полчаса остановили машину до конца объездной. И всего через 15 минут мы остановили ВАЗ2110 до Набережных Челнов... Водитель оказался врачом, замначальника по медицине МВД Таторстана (или что-то еще в этом роде). Превышение скоростного режима, пересечение сплошной... "Им нельзя, а мне можно". Остановленный ГАИшником, показал "корочку" и был немедленно отпущен. Очень приятный в общении человек, каковым и должен быть врач. Говорит, недобор милиционеров в Питере - 41%. Ну что ж, при нынешней репутации работников МВД, особенно низшего уровня, это делает честь моему родному городу. Довез он нас до "кольца" в Челнах, почти выезд.
И тут я понял, почему мне хреново. Запасенная еще в Питере вода в организме закончилась, а новой поступало мало. Полтора литра "буратино" на двоих запаса почти не восполнили. Жара. Пылища. Тюленедром... К тому же, как выяснилось, буквально в двух-трех км за нами был поворот направо, а потом наша дорога поворачила налево (и на этом повороте тусовались тюлени) и был пост ДПС. Пройди мы туда, все было бы намного проще и быстрее. И вот КамАЗ: "До Мензелинска" - "Да" - "А скока дашь?"... И еще КамАЗ. В Салават (до Оренбургского выезда с Уфимской объездной)... Ну, поехали...
60 км/ч... Дождь... Объезд через Актаныш... Еще дождь... Чай, еще чай... Длинная уфимская объездная... Приехали. Купить хлеб и воду, зайти в лесополосу, поставить палатку и заснуть. (604 км, 12 часов, 50 км/ч)
День пять. Четверг.
Не сделать за почти полноценный день по магистральной трассе и 400 км - что может быть веселее... Хотя большую часть времени мы честно грохнули на милой "легко проходимой" уфимской объездной. Видать, не повезло. Выйдя на трассу в районе 10 утра, мы только часам к трем доехали до конца объездной. Правда, тут уже "пошло": пять минут - "бычок" почти до поворота на Иглинский (бычок МЧСовский, воронежский, ехал на какую-то аварию), высадил нас у кафешки, минут 10 - ВАЗ2106 до Балтики, первая же машина - ока, женщина, до поворота на Кропачево. Женщина эта работала в министерстве сельского хозяйства Башкирии, а потом оттуда ушла и занялась распространением Орифлейма. Странные люди иногда попадаются на пути автостопщика...
С кропачевского поворота мы ушли минут через 20, на жигулях с прицепом ("ребята, рюкзаки положите в прицеп"), почти до Юрюзани. Высадив нас на крутом спуске, водитель сообщил, что до ДПС тут километра 3, а до Челябинска - около 200, так что идите по лесу и наслаждайтесь жизнью. И мы пошли. Ну, что сказать... Лес там действительно шикарный. И, прямо на спуске, стопится УАЗик "буханка". Перегонный. В Казахстан. Из партии 10 штук. И еще 10 вышли через несколько часов после них. И еще 30 - до них... И вообще их сотнями гонят в Казахстан... Доехали мы с ним до "Родника" (поворот на Бердяуш). Именно там мы впервые на практике применили ноу-хау - купили литр сока и тут же выпили весь.
Однако УАЗики собрались, стали умываться и чиниться. Чинились они часа полтора, а мы решили, что в Челябинске впишемся у Дмитрия Белоногова, который обещал "вписать, если еще место останется" и позвонили ему. Он объяснил, как до него добираться, а мы поехали. Правда, сначала все заехали на заправку. Одновременно. А уже потом поехали. Но вскоре стемнело и скорость УАЗиков совсем упала (скорость колонны из 4 и более машин в темноте обычно падает - находится кто-то, не любящий ездить в темноте). Перегонщики ехали медленно, но весело - ругали друг друга "студентами" и "обстреливали" из выхлопной трубы. Доехали мы до кафе "Дракон" и все легли спать: водители УАЗиков - в УАЗиках, мы - в палатке, в березовой рощице. Решили, что отоспимся еще раз, а днем выйдем, поедим и поедем к Диме. Что мы и сделали.
День шесть. Пятница.
Часик голосования, ГАЗель до Шершней, (13,5 часов, 420 км, 31 км/ч) автобус до ул. Чичерина, пешком до Диминого дома, звонок-ориентировка от угла Комсомольского проспекта и ул. Чичерина и "Здравствуй, Дима!". Очень приятное, комфортное общение, Маша постирала грязную одежду и зашила порванную стяжку рюкзака, замечательные фотографии, мытье в холодной воде (почти купание), сон-тренаж... Утром Дима проводил нас до маршрутки и дал последние наставления по преодолению Челябинска.
День семь. Суббота.
Вышли на трассу мы по-человечески - около 10 утра. Вышли из маршрутки, купили воды, прошли до трассы и стали стопить. Не спрашивайте меня, почему мы отказывались от машин, идущих в аэропорт. Не знаю. Но стояли мы полтора-два часа, после чего уехали-таки до Вахрушево (до Копейска). Именно в этой машине нам рассказали про то, как японцы хотели купить в Челябинске завод. "Едут они, значит, на машине из своей Японии. Настроены так оптимистично, делово. Уж Вахрушево проехали, к городу подъезжают... А они приборчиками какими-то обвешаны все, то ли экологию меряют, то ли радиацию, меряют. В общем, зашкалило приборчики их... Ну, они залопотали что-то, развернулись и уехали".
Минут через 15 (пять из них трасса была перекрыта коровами) нас забрал водитель на бодрой ВАЗ2106 до поворота на какое-то озеро (но мы вышли на повороте на Кайсан), оттуда минут за пять-семь - fuso, японский грузовичок до Шумихи, а оттуда, минут через двадцать - МАЗ до Кургана. Говорит, уже два раза нас видел. Говорит, из Питера иду, в Курган. Вот так. Жара говорит, страшная. Дождей, говорит, месяц не было. Климатическая, значит, аномалия. В прошлом году ездил отдыхать в Одессу - так там все время дождь, приехал домой: все загорелые, а он - нет. Леса горят...
Доехали мы с ним до поворота на Введенское. Высадились, подняли рюкзаки, пошли за поворот. Позиция на спуске, скоростная, рядом автобусная остановка. Не успел я выразить недовольство этой позицией (и даже встать на нее), как застопил ВАЗ2107 до Кургана (да, да, опять до Кургана). Пробежались мы за ним метров 50, сели, поехали, доехали. Нам обещали, что в начале Курганской объездной кольцевая развязка и пост ДПС. Но их там не было! Значит, нас опять не довезли... Но машины шли и мы голосовали. Наконец, минут через 20, когда мы уже совсем отчаялись и собрались пройти пешочком за мост (и правильно сделать - там, за мостом, и был пост), нас подобрала молодая пара, ехавшая на отдых в сторону Екатеринбурга. Ну, т.е. как раз до кольца они нас и довезли. И там мы простояли недолго - минут 10. ВАЗ2107 до конца объездной. Ура! Прикольный парень, мы мило болтали, когда он был остановлен ГАИшниками. Остановлен он был просто так, по случаю, скорость не превышал, все нормально. Однако он долго с ними о чем-то беседовал. Сначала на улице, потом в их машине, потом пришел, взял инструмент, свинтил номера, отдал им, получил какую-то бумажку... "Деньги предлагал - не взяли. Ну, значит ничего не получат...", "да, техосмотра у меня нет". Смотрю - справа на лобовом стекле техосмотр за апрель 2004 года на ГАЗель...
Довез он нас до Омского выезда. И стало там тоскливо - узкая дорога, отсутствие обочины, ГАИшники, застопленная ими фура... Сразу за фурой - мост через великую сибирскую реку Тобол. Ну, мы за мост и пошли... Тобол оказался грязным и узким, с неприятными болотистыми берегами - даже в такую жару меня не потянуло в него купаться. Спуск оказался очень длинным, до конца спуска мы не дошли, встали на локальном, но очень популярном повороте (дорога проходила почти горизонтально) и стали голосовать. Лучше бы мы прошли дальше... Но фортуна нас не оставила - где-то через полчаса голосования она подкинула нам ВАЗ2101 до Макушино. Водитель - молодой парень, своими (почти) руками восстановивший эту дряхлую "копейку" из хлама. Парень был в процессе увольнения из рядов МВД и думал, куда пойти работать. В МВД он был ремонтником. Отвечал за состояние машин, механизмов и прочей техники в исправительно-трудовых учреждениях, т.е. в зонах. Показывал зековские поделки, рассказывал много хорошего о них. Жаловался, что слишком быстро они освобождаются - учишь его, учишь, вот уже человек и помощник... и тут его выпускают на волю и приходиться брать другого и учить заново.
Доехали мы до Макушинского кольца, встали за заправку, поели мороженого и стали ждать нашу проходную машину. За час с небольшим мы несколько раз не уехали до ближайшей деревни (10 км) и правильно сделали. Ибо дождались ниссана пятитонки в Омск. Естественно, праворульного. Рюкзаки - в кузов, вдоль заднего борта. Очень удобно они там разместились. И поехали мы с ним по новой дороге... Ехали не быстро - дорога не позволяла. Хоть она и новая, и асфальт только год как положен, но уже ямы на ней такие, будто асфальт кто-то двумя руками (колесами) взял и сдвинул. В результате сдвига образовалась трещина, небольшая, где руки и сантиметров 15 "между рук". Ямы такие в обе стороны, так что особо не разгонишься. Ну, еще объезд по щебенке на 2-3 км, но это не жалко. После поворота на Бердюжье и соответствующего поста ДПС дорога пошла хорошая... Вдоль дороги - лес, озера, поля.
Надо заметить, что по всему зауралью (да и на Урале тоже) почти все поля были засеяны. Это не как у нас на Северо-Западе - едешь, смотришь на поля, а они почти все уже лет десять под паром стоят.
Итак, доехали мы до Ишима, почему-то до последнего выезда (с одной стороны это правильно, т.к. только там была кафешка - мы в ней поели, попили и запаслись водой на завтра). (14 часов, 600 км, 43 км/ч) Уже в это время стало ясно, что никакие кедровники нам не грозят, а грозит нам неторопливо ехать в сторону дома. И мы, встав, по обыкновению, в районе 12 и покушав в кафешке, около часу дня вышли на трассу.
День восемь. Воскресенье.
Постояв минут десять, мы поняли, что очень много машин поворачивает в Ишим, и что это неудобно. И пошли пешком. Дошли до следующего поворота (шли минут 15). Там было намного лучше, но, все-таки, никто не останавливался. Где-то в течение полутора часов (при этом пару раз нам показали, что едут прямо, а пару раз - что поворачивают налево, не считая местных). Но, конечно, надо было ехать с местными. Но мы не поехали, а снова пошли. Шли мы где-то с полчаса и дошли-таки до развязки "Бердюжье - направо, Тюмень - прямо". Идя за развязку, мы застопили алтайского мужика, который подвезти нас не мог, зато дорогу спросил. А еще минут через 15 - ВАЗ2109, в Липецк, через Шадринск - Челябинск - Уфу. Ну, т.е. до Ялуторовска. Один из боссов очень, по его словам, популярной газеты "Жизнь". Я об этой газете услышал первый раз в жизни, Маша, оказывается, уже слышала... Еще один очень комфортный водитель... И скорость хорошая (120-130 км/ч)... В Ялуторовске мы пересели в ниву в Тюмень, до Войновки... Этот водитель был, наверно, самым неприятным в общении. Очень негативными словами ругался политикой и экономикой. И то не так, и это не эдак...
Когда мы подъезжали к Тюмени, хлынул ливень. Поэтому мы не высадились на ГАИ с целью пройти Тюмень по объездной, а доехали до автобусной остановки. Дождь лил, народ тусовался на остановке и пережидал его. Попытка позвонить в поисках вписки окончилась неудачей "телефон абонента временно заблокирован". Зато дружелюбные аборигены рассказали, как надо ехать на московский тракт: "садишься на автобус №25, доезжаешь до сквера, там идешь метров 200 до магазина "Рентал" и садишься в автобус №39 (до кольца) либо №21 (до Московской, что еще лучше, т.к. рядом выездной пост ДПС)". Что мы и сделали, потратив на прохождение Тюмени около двух часов (из них почти час мы просто тусовались на остановке). Когда мы вышли из 39-го автобуса, дождь снова хлынул, но уже ненадолго.
Выйдя на позицию, мы за пару минут застопили жигуль, едущий до Подъема (конец четырехполосного автобана). Было желание заехать за Тугулым и лечь спать. Но буквально минут через пять остановился КамАЗ, идущий в Сухой Лог. И ночевали бы мы на этом повороте, и делали бы мы это недолго... Но у КамАЗа отлетело колесо. Точнее, два - сначала внешнее, а потом внутреннее. Хорошо, что колес у него 14. Нашел водитель только внутреннее колесо, подомкратил машину, послал нас нафиг и лег спать "утром наши пойдут, помогут". Так мы заночевали на повороте на Первуху и Огорелки. (8 часов, 388 км, 48,5 км/ч)
День девять. Понедельник.
Вышли мы около 10 утра с ясной целью вечером все-таки быть в Перми.
КамАЗ все еще стоял, водитель, вероятно, еще спал.
Мы же застопили спецтрансовский автобус до Пышмы. Частый ремонт дороги, заезд на базу, скорость около 50 км/ч... Из Пышмы, на ниве до того же поворота на Сухой Лог. Только проезжая Камышлов, я оценил, как хорошо, что поворот на Сухой Лог находится за Камышловым, а не в нем самом... Где-то час с лишним мы там провисели. За это время уехали два тюленя - один в одну сторону с нами, на локальной машине, другой - в противоположную. Ну, а потом и мы уехали. На ГАЗели. В Екатеринбург. Правда, как выяснилось, не совсем. Мы не смогли достаточно внятно договориться с водителем и он нас высадил на Новокольцовском тракте. Куда он уехал сам, я так и не понял... Время - около 15:30, надо ехать дальше. Надо было, наверно, спуститься вниз и пойти по объездной, но мы застопили автобус в город, доехали до автовокзала, там сели на автобус и доехали до объездной. Позиция показалась мне ужасной, но я начал стопить. Маше позиция тоже показалась ужасной. (признаки ужасной позиции: светофор; с прямика вылетает большая и длинная пачка машин, которым, соответственно, негде встать, а с поворотов выезжает одна-две машины) И, через десять-пятнадцать минут мы приняли решение и пошли пешком. Через пару км оказался поворот с объездной на улицу С. Дерябиной и некоторый изгиб трассы. На эту улицу, оказывается, уходила существенная часть потока и мы решили постоять поголосовать. Время - 17:00. В 17:02 останилась волга с женщиной за рулем. Женщина оказалась таксистом и возвращалась домой в Ревду. Высадила она нас на соответствующем повороте, и сразу же нас подобрали парень с девушкой (Миша и Юля), ехавшие в своим жигулях в Суксун. Точнее, не в Суксун, а куда-то за него, в туристических целях. Какие мы складывали нехорошие слова на дорожное покрытие! От Ревды до Красноуфимска дорога убитая. Хотя, по воспоминаниям, лучше, чем трасса Шахунья - Яранск - Киров в Кикнурском районе Кировской области. А нас предупреждали! Но мы не послушали... Доехали до Суксуна, обменялись "визитками", ребята поехали в Суксун, мы пошли на позицию. Позиция оказалась никакой - крутой спуск, остановиться негде, разбитая дорога и где-то внизу выполаживание... Начинаем спуск... Проезжает какая-то иномарка, я с разворота коротко махаю рукой. К моему и, особенно, Машиному изумлению, машина внизу останавливается, из нее выходят два мужика и начинают перегружать содержимое заднего сиденья в багажник. Когда мы подбежали, они уже закончили процесс. Посадили нас, причем водитель очень галантно помог Маше снять рюкзак и повезли. До Кунгурского поста (сами они ехали на пару км дальше). Очень подробно рассказали нам об окрестностях Кунгура, о знаменитых местах - Кунгурской ледяной пещере, НЛОшном районе в устье Кишерти, о лесах в Чердани. Когда мы выходили, водитель опять-таки очень галантно помог Маше выйти и одеть рюкзак. Вот ведь...
И через пять минут нас забрал водитель на "бычке", идущий в Пермь. Он шел из-за Свердловска и где-то нас уже видел. То ли в районе Суксуна, то ли еще в Свердловске. Провез он нас через всю Пермь, за пост ДПС и на кольце ушел направо. Время - около полуночи. И мы поставили рядом с кольцом, в сосновом лесу. (13 часов, 575 км, 44 км/ч)
День десять. Вторник.
И вышли мы на трассу снова поздно. Пока проснулись, пока что - уже 10. Захожу в кафешку, минералки купить, в руках мну 500рублевую бумажку. Глядь - а там и наш вчерашний водитель. Тоже с пятисоткой. Хотел купить сигарет, но ему отказали "сдачи нет". Ну, поздоровались... Я - на позицию, он - в свой "бычок"... а потом подъехал, "садитесь", говорит. Мне в Ижевск. Так что до Нытвы вас довезу. И довез.
Нытва. ДПС. Поворот на Кудымкар. Теперь еще и на Киров, Вологду, Архангельск, Кострому, Ярославль и даже Москву. Но москвичи туда не едут, видать не любят новооткрытые трассы...
Пять минут - и КамАЗ в Кудымкар. Доехали до поворота на новую трассу... а там ба-альшой такой плакат: "ВНИМАНИЕ! В связи с аварийным состоянием дороги в Кировской области на участке Афанасьево - Омутнинск - Киров - Котельнич - Свеча - Ленинское - граница Костромской области движение автотранспорта ОГРАНИЧЕНО!". Приехали. Минут через пятнадцать нас довозят до поворота на Верещагино и мы понимаем, что приехали. Поток - машина в 5-7 минут, причем большая часть из них уходит на Верещагино. Встречный поток в основном лесовозен и тоже невелик. Но где-то через час-полтора нас подбирает парень на жигулях до Афанасьево. Дорога - шикарная. Ехали где-то около двух часов - ни резких подъемов/поворотов, ни населенки, гладкий, ровный асфальт... Деревня Афанасьево оказалась славна своими пилорамами. Их там больше 20. И где они столько леса берут? Доехали до Афанасьево, перешли через Каму (мостик такой, метров 30 длиной). Поток не увеличился. Где-то через полчаса нас подобрал ЗиЛок, возящий газовые баллоны. Шел он в Омутнинск (70 км). Водитель рассказал, как плохо, что открыли новую дорогу. Прошли по ней фуры и асфальт с нее сняли. И ведь действительно сняли. А местами, по словам водителя, фуры продавили подушку, образовав колеи по полметра (но это, наверно, поэтическое преувеличение). Вообще, ему запрещено подбирать пассажиров, как везущему опасный груз, поэтому высадил он нас метров за 400 до ДПС на въезде в Омутнинск. И дошли мы до объездной. И пошли мы по объездной (в общей сложности километра 3-3,5 прошли). И, на ходу, застопили какой-то КрАЗ до делянки в лесу.
Пока мы ехали в ЗиЛке и в КрАЗе, на нас несколько раз пристально смотрели стоящие и бдящие работники МВД. Оказалось, что неподалеку из лагеря сбежали два зека, лет 19-20 каждый. Но, вероятно, ни один из них не был бородат. И ни один из них не был девушкой. Поэтому у нас даже документов не посмотрели.
С этой позиции мы уехали на КамАЗе до Черной Холуницы. Поменяли шило на мыло. Машин как не было, так и нет. Зато выяснили, что дороги не будет - ее ремонтируют солдаты. Рядовым наплевать, прапорам и офицерам - воровать, так что дороги там не бывать.
И забрал нас оттуда грузопассажирский мерседес. Шел он из Афанасьево. Шел он в Слободской. Шел он быстро (90-100 км/ч) и надежно. Оказалось, что, согласно последним изысканиям наших гидрологов, проведенным в космическом пространстве, Кама и полноводнее, и длиннее, чем Волга. Т.е., по всем канонам, именно Кама впадает в Каспийское море, а Волга впадает всего навсего в Каму. И, вообще, все еще круче - Вятка-то, она полноводнее и длиннее Камы, т.е. именно она впадает в Каспийское море, а не какая-то там мелкая и короткая Волга. Хотя, может, это и брехня.
А из Слободского уезжать было неприятно. Весьма. Много машин, много локала, вроде и Слободской закончился, но деревенька какая-то началась... В общем, пока мы за эту деревню не прошли, все было плохо. Как только прошли - тут же уехали. В общем, тщательнее надо позицию выбирать, если не в комбезе. Да и в комбезе тоже. Ходить ногами больше надо и не лениться. Тогда и успех придет.
А уехали мы в Киров. Довезли нас до какого-то выезда добрые люди, как оказалось, до локального. Но всем иногда везет, и нам повезло - подобрал нас добрый водитель, провез пару-тройку лишних км, довез до строящейся развязки. Строится новая объездная, в обход Кирова и Слободского. Видать, серьезной будет трасса Москва (Санкт-Петербург) - Шарья - Киров - Пермь. По расстоянию-то точно короче, чем через Казань. Кроме того, по слухам, в ближайшие пару лет собираются построить: мост через Волгу в Ярославле (по м8), мост через Волгу в Кинешме (дороге Иваново - Кинешма крендец наступит), мост через Волгу в Костроме, мост через Каму в Перми. Растет и ширится магистраль от Столицы нашей Родины до родных мест Первого Президента Российской Федерации!
Прошли мы развязки, дошли до ДПС. Пять минут и земляки (питерцы) подвозят нас до Сыктывкарского поворота. Отдыхают они там, в Юрье. И еще где-то через полчасика нас подбирает МАЗ до Котельнича. "Мне двоих подвозить нельзя, так что там перед постом и высажу". Ехал он в Питер. Ехал через Шарью - Судиславль - Буй - Пречистое - Вологду. И собирался спать. Так что мы проехали мимо города "Орлов" (Город, простите, кого? Орлов, конечно!) доехали до Котельнича, где и заночевали.(620 км, 13,5 часов, 46 км/ч)
День одиннадцать. Среда.
И всю ночь шел дождь. И утром мы вышли часов в 11 утра. И встали мы напротив кафешки, прямо на повороте. А дождик, легкий такой, еще шел. И он усилился. И проголосовал я по КамАЗу с номерами 51рус. И остановился он, но не сразу, а за стоявшей метрах в двадцати за нами фурой. И подумали мы, что он кушать. А он вскоре уехал. Вот так мы обломались - а с ним вечером точняк были бы в Вологде. Хотя кто его знает...
И опять это утреннее виселово... Как-то тяжеловато нам утром ездилось. Два часа мы стопили. Застопили несколько местных машин, и отпустили всех. Потому то надо уметь читать. И думать. А написано было на указателе: "Прямо - Котельнич, направо - Москва, Н.Новогород и Кострома". Значит, объездная, в середине которой должны разделяться дороги на Кострому и на Нижний. Так и оказалось, а я, глупый, не догадался. Пока не застопил ГАЗельку, шедшую в Нижний. Мы долго смотрели карту, цокали языками, упрекали друг друга в незнании трасс... Пока не доехали до этой самой развилки. Здесь я мужика чуть не совратил на поехать в Нижний через Шарью - Ветлугу - Урень. Он обещал "в другой раз, когда колонной пойдем"... А через десять минут остановился водитель на волге, до Свечи. Нормальная дорога, и чего нас пугали? А потом, пока мы шли на выход из Свечи, в районе заправки остановился КамАЗ-песковоз, до Ленинского (Шебалино). Вот там мы простояли прилично. Около часа. И остановился нам скоростной комяк (11рус) на М2141 до Шарьи. Остановился он довольно далеко за нами. Как я за ним бежал! Как он на это смотрел! Даже немного подъехал задним ходом... Весельчак! Спасибо ему. Он мне вернул веру в автомобильные зарядные устройства для сотовых телефонов. Дело в том, что я за пару дней до выезда (в среду) купил в Евросети рядом с метро пальцовое фирменное зарядное устройство для своей моторолы. Попытки подзарядить телефон в КамАЗе (от Н.Челнов до Уфы) успеха не имела: оказалось, что зарядка конструктивно не подходит - одна клемма не достает до контакта в прикуривателе. Дальше до Юрюзани дальних машин не было, а в УАЗике прикуриватель не предусмотрен (ибо нефиг, медицинский он, этот УАЗик). В "шумихском fuso прикуриватель был неисправен, в остальных более или менее дальних легковушках мы убирали рюкзаки в багажник. В "пермском" "бычке" прикуриватель был отвалившись, но, иногда, контакт был. Ну, т.е. я был уверен в исправности моего АЗУ. И попробовал подзарядить телефон в москвиче. Таки что вы думаете? Оно не подошло! Но водитель достал свое (похожее) и подзарядил мне телефон! И еще раз ему спасибо!
Вышли мы на развязке, спустились вниз. Мимо нас снова проехала грузовая вольво с пермскими номерами... А мы застопили перегонную ГАЗель и вскоре проехали мимо нее, пока она стояла на заправке. ГАЗелей было 9. Были они разные - и грузовички, и длинные, и коротки. И шли они все в Архангельск. И предпочли они именно такой путь: лучше по грунтовке через Котлас - Березник, чем по колдобинам М8. И так нам понравилось в ГАЗели ехать, и так сладко Маша спала, что доехали мы до самого Великого Устюга (были мы там в 22:00), проехав и первый поворот на Никольск, и второй поворот на Никольск и даже поворот на Вологду в районе Великого Устюга. Вылезли мы, посмотрели на заходящее Солнце и пошли обратно, через величавую Сухону. Дошли до поворота на Новатор и через пять минут застопили КамАЗ, который провез нас почти 100 км. С трассы мы ушли в полночь. (600 км, 13 часов, 46 км/ч) Быстрый был КамАЗ. Пустой лесовоз, возящий лес в Коряжму. И спалось нам сладко. День двенадцать. Четверг.
Все как обычно: поздний выход на трассу (в 14:00), часовое стояние, микроавтобус (фольксваген) до Нюксеницы, часовое стояние, легковушка до поворота на Тарногу, полуторачасовое стояние... на это наложилось отсутствие воды... пешком вперед по трассе километра на полтора... вскоре признаки реки. Я пошел на разведку, когда я возвращался, Маша застопила "девятку" до Тотьмы. И только мы из нее вышли, как остановился МАЗ в Москву. Т.е. до Вологды. Шел он 80 км/ч, хотя под разговор сбавлял до 70. Первым делом он нам сообщил, что мы неправильно голосуем. Поздно. И остановился он только потому, что увидев нас во второй раз, понял "сейчас голосовать будут" и сбросил скорость. ну а потом мы с ним долго и прикольно болтали. Между прочим, сделали доброе дело - он собирался идти через город, а мы ему объяснили, что лучше по объездной. И показали, как. Ему явно понравилось. Сказал, что и потом будет так ездить.
В 22:00 мы были в Вологде. На все поезда мы опоздали, поэтому приняли решение ехать в Питер. Сказано - сделано. Десять минут голосования у поста ДПС и остановилась 9-ка в Череповец. Темно. Пошел ливень. Новая дорога. Покрытие отличное, но разметки нет вообще. Нифига не видно... Доехали... Дождик прекратился, однако решили ночевать прямо здесь, ибо не видно машин. (10 часов, 460 км, 46 км/ч) И прямо в поле, на открытом месте и заночевали.
День тринадцать. Пятница. Начало.
Ранний подъем (8 утра). Пять-десять минут - и жигуль в Нелазское. Полчаса - и микроавтобус до поворота на Кадуй. Десять минут - и жигуль в Устюжну, до поворота на Лентьево. Все это время нам попадаются разные автостопщики, едущие в Питер (в общей сложности, штук 8). Все они шли налегке, а один дядя шел в очень, очень цивильном виде. В Лентьево он встал сначала за нами, потом перед нами (напротив въезда на заправку), потом уехал на каком-то КрАЗообразном грузовике. Еще одна неформального вида парочка пришла и гордо тусовалась перед нами, опять-таки напротив ДПС (дядя стоял даже перед ними), время от времени уходя вписываться в стоящие у кафешки машины. Еще одна парочка (на этот раз два парня) прошла за нас и даже за мост. Проходя, поздоровались и мы с ними даже немного пообщались. Но все проходит и наше двухчасовое ожидание нашей машины подошло к концу. Сузуки Амбиенс (праворульный джип) через 4,5 часа ввез нас в Санкт-Петербург.
Трасса А114 меня не удивила - слегка раздолбанная между Устюжной и границей Ленобласти, она на несколько десятков километров превратилась в отремонтированную, а потом опять стала раздолбанной. Водитель же рассказал много нового и интересного про трассу Кострома - Шарья. Оказывается, она находится в аварийном состоянии (в Кадыйском районе). И, вообще, очень приятный в легком непринужденном общении человек. (9 часов, 500 км, 56 км/ч)
День тринадцать. Пятница. Окончание.
В 17:50 мы прибыли на Ладожский вокзал. Приехать-то мы в Питер приехали, но ведь Маше надо в деревню, а мне уже нельзя из города. Значит, надо сажать Машу на поезд. Значит, вокзал.
Но ведь тринадцатый день пути, пятница. Значит, на завтрашнее утро билетов нет. Есть только на послезавтрашнее. Потому что с послезавтрашнего дня билеты дорожают. Вот такой облом. А потому, что думать надо заранее!
Ну что могло быть проще - выйти на повороте на Никольск (нафиг нам сдался этот вид Сухоны в натуральную величину)? И даже без этого - ну почему мы не поехали в Котлас? Ведь от Устюга до Котласа аж 60 км! Сели бы на поезд до Вельска и не было бы никакой нервотрепки. Зачем мы поехали в Вологду? Мда...
Итоги:
Несмотря на то, что в ходе поездки мы не достигли ни одной намеченной цели, мне очень понравилось. Хочу еще. Жаль, что такой маленький отпуск.
Общий километраж - 6300 километров, общее время движения - 135 часов, средняя скорость - 47 км/ч.
Масса новых впечатлений, интересные собеседники, новые ощущения, новые знакомства...
Страна живет хорошо, комунняки врут - только один водитель более или менее серьезно говорил о политике и глобальных экономических проблемах. Остальные либо вообще этим не интересуются, либо интересуются на уровне желтой прессы: "А вы знаете, почему у нас в Кировской области дороги плохие? Да это потому, что у нас губернатор украл 60 миллионов. Если бы половину этих денег пустить на дороги, у нас бы такие дороги были, что их никаким дуракам не разбить!"
Дороги у нас летом хорошие (весной плохие). Исключение составляют трасса Пермь - Свердловск и дороги Кировской области в целом.
Сотовая связь есть почти везде. Сотовым телефоном от Краснодара до Омска никого не удивишь.
Ну, а люди... люди просто замечательные!
А, да... комбез полезен, но не необходим. Полукомбез - это здорово! Акватекс - это здорово! Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Ура!

Предыдущее описание