Немножко о поездке на Урал летом 2005 года.


Введение.
Лето... "я не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо" (С). Алтай... А почему бы нам на этот раз туда не съездить? Конечно, лимит времени - 3 недели. Но за это время вполне можно успеть: "10 тыс. км. за 21 день ездится легко!" - думали мы.
Время старта также определено - сначала заедем на день рождения hike.ru, а потом, оттуда, на восток!

До Москвы.
Суббота. Собрали рюкзаки и поехали. Рюкзаки получились огроменные и туго набитые. Мой рюкзак, служивший мне верой и правдой, не выдержал - у него полетели две молнии (сначала - одна, а потом - вторая). В обеих молниях сломались "бегунки". В обеих молниях спасло наличие второго "бегунка". Однако в вмещающая способность рюкзака существенно снизилась.
Попробовали смелый эксперимент - выехать на 216 маршрутке до Купчино и стартовать по Витебскому проспекту. Эксперимент торжественно провалился - витебский проспект был закрыт на выезд. Прошли пешком до Звездной и стартовали, как обычно. Как выяснилось, AleXY в пятницу вечером удалось провести этот эксперимент и ему понравилось.
Доехали до места... промазали. В итоге пару километров шли пешком обратно. И все равно не нашли бы, но нас пошли встречать и встретили, причем одновременно с нашим подходом к тропинке там же выгрузилась еще группа товарищей.
На хайковке было весело. Замечательная молодая безалкогольная вечнокупающаяся компания. Футбол, волейбол, "ручеек", "крокодил", "путаница" и множество иных игр. Травмированные во время футбола девушки... Я обгорел... Обидно. В итоге несколько дней пути я парился в комбезе, ибо футболку было не надеть.
С хайковки разъезжались, как с Эльбы. Несколько человек в обе стороны, разве что позиция получше - медленная позиция за ремонтируемым мостом.
Однако все равно длительное стояние и уезд на 20 - 30 км. А потом - супермашина. Водитель проехал мимо нас, довез "цыганок" до ближайшего поселка (в который они и ехали) и вернулся (!) за нами. Шел он в Москву, но мы вылезли за Клином, в 11 вечера. Уж слишком велики были опасения, что приедем мы в Москву в час ночи, час будем проходить МКАД и только часа в 3 сможем лечь спать. А отдохнуть-то хочется!

До Челябинска.
Утро... часов 10. И почти сразу медленный, хотя и легковой, мерседес в Москву. Довольно быстрое прохождение МКАД, быстрый отрыв до поворота на Жуковский и, почти сразу, машина до Рязани. Водитель заезжал в Коломну, потом заехал в Рязани к себе домой, а потом вывез нас в конце объездной... Прикольный мужик, работает в Москве, ездит обычно на работу/с работы автостопом... В конце объездной мы слегка зависли, зато потом нас подвезли до поворота на Шилово. Причем, в два этапа - сначала мы, по глупости, вылезли у заброшенного поста ГАИ в 4-х км до этого поворота, а потом на перегонной ГАЗели доехали до шиловского поворота. Оказывается, ГАЗели так ездят из Нижнего в Тамбов. И, через полчасика, ЗиЛ до Шацка.
Выйдя из Шацка, залегли ночевать. А поутру проснулись и вышли на трассу. Воспоминания об этом дне самые печальные... За 7 часов мы доехали аж до поворота на Саранск. Правда, виновато в этом, во многом, излишнее желание селектировать дальние машины - первые три часа машины на 10-15 км мы не брали. А потом уже брали. И потом брали. А уже оттуда нас подвезли до саранского поворота. Где мы и заночевали. Снова в лесополосе.
Вышли на трассу мы отоспавшиеся, в районе 3 - 4 часов. И сразу же Маша застопила КамАЗ до Самары... Не зря мы отсыпались - на самарской объездной мы были только в 4 часа утра местного времени. Полчасика погуляв постопив, но так и не догуляв до поста (он, как оказалось, в 8 км), мы отправились спать. До вечера.
А вечером нам почти сразу остановилась ГАЗель до Челябинска. При посадке было устроено шоу - мы, еще до выхода на трассу, переоделись, т.е. сняли комбезы и надели джинсы и футболки. В итоге, при посадке и, особенно, загрузке рюкзаков в кузов, выяснилось, что с собой надо бы иметь бутылку воды, документы, кошелек, сотовый телефон и прочие полезные мелочи. Рюкзак три раза вытаскивали из кузова! А потом уже мы поехали... В степях Башкирии, немного не доехав до Уфы, мы переночевали: водитель рядом с АЗС, а мы рядом с машиной, в поле. Утром 20 минут на сборы - и в путь. Где-то часа в четыре прибыли в Челябинск, на вокзал...

Челябинск.
Договорились с Димой о вписке. Он объяснил, как и когда к нему попасть. Выяснилось, что приехали мы рано и можно погулять по Челябинску.
Ремарка. Где-то в этот момент мы поняли, что на Алтай нам не очень хочется. Нет, мы, конечно, успеем... если будем ехать по 14-16 часов в сутки... а это у нас ну никак не выходит - спать любим очень. Значит, решили мы, погуляем по Уралу. А где лучше гулять - узнаем у аборигенов.
И мы пошли гулять... Хорошо погуляли. Оказалось, что Челябинск - вполне симпатичный город, с монжеством памятников, забавностей и даже со своим "Арбатом". Пофотографировав все, заслужившее наше внимание, мы отправились на вписку. Что отдельно заслужило наше внимание? Магазин, имевший название, созвучное фамилии одного из моих сотрудников (соответствующая фотография после нашего возвращения была ему скинута и он установил ее себе на рабочем столе); кукольный театр кукольного вида, в котором шел кукольный спектакль "Петрушка на войне", посвященный 60-летию Победы; каменная скамейка рядом с ювелирным магазином, статуи на Арбате, памятник стрелочнику, какая-то птица... В общем, гуляйте по Челябинску и вы найдете там много интересного!
Когда, подходя к дому, мы зашли в магазин купить еды, у нас охранник поинтересовался, откуда мы и далеко ли держим путь. Даже ни в чем не повинные люди принимают нас за путешественников!
Поев, помывшись и переночевав, мы выяснили, что лучшее место отдыха на Урале - миасские озера или, в крайнем случае, район озера Зюраткуль и всякие Нургуши и Москали. Утром (это была суббота) мы зашли в магазин и купили там лучшие карты, которые только нашли. Плохие это оказались карты...
Приехали на троллейбусе на уфимский выезд и поехали отдыхать.

Зюраткуль.
На уфимском выезде нас ожидало немалое счастье: мы видели отъезд товарищей милиционеров. Их было трое. Они стояли по-одиночке у поста ДПС на расстоянии 5 - 10 метров друг от друга и стопили. Мы отошли в сторонку и стали на это смотреть. Вскоре подошли две девушки, встали метров за 30 за товарищами милиционерами и минут за пять уехали. Потом подошли три солдатика, встали метров за 30 за товарищами милиционерами и стали голосовать. А потом нам надоело, мы встали метрах в 50 за солдатиками и минут через пять уехали. На ГАЗели, до поворота на Чебаркуль (Мисяш). Не очень симпатичная позиция, тем более, что там уже стоял солдатик (из тех, или другой - неизвестно, ГАЗель была небыстрая). Минут через 10 далеко за нами остановилась "восьмерка" и стала сигналить. Как выяснилось, не нам, а солдатику... А еще минут через 10 нас подобрала парочка на шибко напальцованном джипе. Ехали они в Чебаркуль и решили довезти нас до основного поворота... я так понял, что именно ради нас они не свернули на Мисяш... мы у них вызвали интерес на расстоянии.
От Чебаркуля нас быстро забрал японский грузовичок и довез нас до Миасса. Где мы серьезно подзависли (нас даже хотели подвезти за деньги - 8 руб/км, но мы отказались). Зато там Маша пофотографировала лося. Очень симпатичное животное. Но всему приходит конец и, когда проехал рейсовый автобус на Трехгорный (нам его рекомендовали), мы застопили ЗиЛок. Он шумел и чуть ли не разваливался, ехал в Сатку и у Бердяушского поворота высадил.
Поинтересовавшись у находившихся там ГАИшников, где находится Зюраткуль, мы достали карту и пошли в нужную сторону. По ходу мы голосовали и нас даже подвезли на несколько километров, до ближайшей деревни. И дальше мы продолжили движение пешком. День катился к вечеру, все, кто хотел, в Зюраткуль уже приехали и только встречные машины раз в 15-20 минут извещали нас о том, что это - "автомобильная дорога". Однако, как только мы закончили подъем в гору и начался более или менее плоский участок, показалась машина и водитель нас подобрал. И подвез. До озера.
Мы поднялись на ограждающий озеро с этой стороны вал и подивились открывшейся нам красоте. Но фотографировать не стали, а пошли. Дорога сразу перестала быть похожей на автомобильную, однако, еще иногда была велосипедной, судя по шинам. Идти мы старались аккуратно, чтобы поменьше пачкаться и мокнуть. Однако нередко поперек дороги текли ручьи, сначала немного, а потом все больше и больше, пока они не стали течь вдоль дороги. По сторонам дороги - высокая и, как нам казалось, мокрая трава. Количество ручьев говорило за то, что сухое место под палатку будет выбрать очень непросто. И мы шли дальше. И вот, когда мы уже почти перестали обращать внимание на грязь, мы пришли.
Пришли мы к домику, стоящему рядом с перекрестком двух троп. Там даже был указатель с направлениями дорог. Одна из дорог шла на Малый Кыл (что это такое, я не знаю), другая шла на Сибирку (это деревня такая), третье направление - пос. Зюраткуль (это откуда мы пришли) и четвертое направление я не помню, но если туда пойти, то это будет самая короткая и самая труднопроходимая дорога на Сатку. В домике нас не ждали, но нам и не удивились. Мы сходили в туалет (естественно, "удобства во дворе"), пообщались с обитателями домика, пообещали зайти к ним завтра утром и пошли ставить палатку на имевшемся недалеко от дома пятачке под елками.
Утром, при ясном свете дня, выяснилось, что не все так мокро, как нам казалось вечером, и что ткнуть палатку много где можно было. Утро было относительное, ибо хозяйка дома уже успела сходить "на захоронения" с тремя интересовавшимися людьми (вчера мы их видели) и они уже даже ушли. Также выяснилось, что трава действительно по грудь (мне), вода в колодце, а в домике живет четыре человека - хозяйка и ее сколько-то сыновей + сколько-то племянников. Живут они там постоянно, двое из детей (все трое явно старше 18) работают в поселке, постепенно продолжают обустраивать дом и у них даже есть неработающий мотоцикл.
Хозяйка провела нам мини-экскурсию по дому, показала различные предметы искусства, сделанные из дерева, всякие поделки, статуи и т.п., а также весьма подробно показала свои картины/иконы (в основном, недописанные) и рассказала о них. Впечатления были просто потрясающие. Особенно все это подействовало на Машу. Картины/иконы действительно классные, почти профессиональные. Кроме того, хозяйка рассказала про свою жизнь, про свои религиозные убеждения... очень интересно... Говорит, что поселилась она здесь по велению Божьему, что именно здесь и будет Вечный Божий город...
После этого, один из ее детей отвел нас "на захоронения". Мы дошли до какого-то перевала, поднялись на какую-то гору (вроде, на один из Москалей) и осмотрели окрестности.
Обозревать окрестности было очень интересно. Виды впечатляли. Там было выше, поэтому трава стала несколько ниже и под ней можно было отыскать кустики черники с ягодками. В одном из кустиков я нашел подберезовик. Спустились с какой-то скалы и оказались у этих "захоронений". Если там что-то и есть, то я этого не нашел. Просто какое-то количество одинаковых камней разного размера, разложенных (?) по земле в какое-то количество слоев. Камни образовывали две группы приблизительно прямоугольной формы, один прямоугольник побольше, другой - поменьше. Как сказала хозяйка, одно захоронение - мужское, а другое - женское.
На перевале была сеть (МТС) и я послал сестре очередную СМС-ку ("я жив"). Вообще, наша переписка с сестрой носила полуанекдотический характер: я ей посылал одинаковые СМС-ки, в которых было написано два слова "я жив", а она в ответ мне тоже посылала одинаковые СМСки, в которых было написано два слова "я рада". Исключение было, когда мы отходили с трассы в горы, к Зюраткулю. Я написал, что меня с неделю не будет в зоне досягаемости.
На следующий день хозяйка соблазнила Машу пойти в горы за "уральским женьшенем" (корень родиолы розовой). Мне было сказано, что там есть черника. Оказалось - вранье. Корень-то там был, а вот черники - нет. По крайней мере, по карельским меркам, черники было полное отсутствие. Но корня они набрали.
Еще в тех местах поразили бабочки: наглые и непуганые. Их было много, они садились прямо на руки, на обувь, на одежду и совсем не желали улетать. Чему есть много подтверждающих фотографий. Вообще, именно в "горный" период нашей поездки было сделано наибольшее количество фотографий: озеро, горные виды, бабочки, картины... Сделали даже панораму озера... Озеро, конечно, впечатлило своим видом и размерами, особенно для такой высоты над уровнем моря. Вода в нем была теплая - Маша самолично искупалась перед тем, как мы попрощались и пошли на трассу. Пошли на трассу мы в сторону Сибирки. Ручьи прекратились (то ли все стекли, то ли их в эту сторону меньше), дорога была приличная и мы бодро шагали под радующими глаз лучами Солнца. По обочинам росла земляника, которую мы периодически вкушали, настроение было хорошее, мы ехали домой. Слепни донимали, но не особо. В итоге, к совсем вечеру мы добрались до карьера. Карьер этот - весьма забавное место. Видно, что человеческих рук дело, что-то там добывали. Большое озеро, довольно крутые берега и сразу от среза воды дно круто уходит вниз (т.е. глубина быстро нарастает). В одном месте есть хороший сход к воде, но и там глубина нарастает очень быстро. Однако там, на расстоянии пяти - пятнадцати метров от берега, под водой что-то есть. Какое-то что-то, на котором можно стоять (примерно по колено в воде), но стоять может только один человек. Мы с высоты смотрели, как там развлелась какая-то местная компания. Было забавно. А потом, мы набрали воды и пошли дальше.
Дошли мы до дороги "Сибирка - Сатка" и заночевали. Поутру мы вышли на эту дорогу и продолжили процесс бодрого вышагивания по местности. На этот раз - с подголосовыванием, раз в 10-15 минут. И мы быстро уехали до Сатки. Ура! Мы снова на трассе!

Домой.
Купив и выпив сока, мы стали стопить и быстро уехали на "9-ке" до Юрюзани. Где и простояли весь день. Смешно. Там было три варианта действий: во-первых, стоять за постом ДПС и стопить, вписываться в машины у кафешки и т.д.; во-вторых, идти за ремонтируемый мост и стопить там, на длиннющем подъеме при почти полном отсутствии обочины; в-третьих, вписываться в стоящие на красный сигнал светофора перед мостом машины. Наиболее эффективен был третий вариант, но какой-то мужик нам его сразу предложил и я из чувства противоречия не стал так делать. Второй вариант, по-моему, безумный - там либо далеко идти, либо крутой подъем с узкой обочиной при "пачечном" движении. В итоге мы за 6-7 часов дождались "своего" КамАЗа до пов. на Туймазы (район Кандров). Там в лесополосе переночевали и, а поутру вышли на трассу. По лени своей покушали в тамошней кафешке и довольно быстро остановили легковушку до Октябрьского. Оттуда нас забрал мужик, шедший из Удмуртии в Саратов. Днем были на Самарской объездной. Мужик внезапно захотел денег и был послан. Но настроение испортил. 10 минут и машина до начала Тольятти. Там мы поголосовали-поголосовали, поголосовали-поголосовали и пошли. Но все равно идти далеко нам было лень, поэтому на выезде с развязки мы застопили машину до начала моста. И там Машу чуть не покинул оптимизм - мы встали чуть-ли не на единственную позицию, обусловленную ремонтом дороги: работники красили ограждения, а за ними был заезд куда-то и, в итоге, там могла встать машина (но длина позиции - 5-7 метров). Поток очень плотный и, поэтому, медленный. Минут за 10 мы уехали до Жигулевска. И там встали на полтора часа. Однако, к вечеру, мы уже были в Николаевке (сначала один праворульный джип на 50 км, а потом, сразу второй такой же до Николаевки). В Николаевке нам повезло с ночевкой - ночевали мы в сосновом лесу... Мечта... Утром вышли на трассу и довольно долго там стояли, висели.
Наблюдение: напротив стоят две АЗС. Одна - ЮКОС, другая - Чернофф. В ЮКОСовской бензин на рупь дороже. Однако, все именно там и заправляются. Буржуи!
Однако вскоре нас оттуда забрал мужик на "девятке" до Пензы. Довез нас до центрального перекрестка со светофором... и вот там мы зависли окончательно... Что там писал Кротов про "последовательность событий"? Иногда помогает сохранить оптимизм... Мимо нас рядами и колоннами ехали машины. Половина показывала, что поворачивает в город. Надо было соглашаться, но и на соглашательные жесты реакции не было. В итоге чудом застопился КамАЗ, шедший в Тамбов. Водитель говорил, что довезет нас только до ГАИ, ибо его там ждут, я сразу и с радостью согласился... Как и ожидалось, водитель довез нас до поворота на Тамбов (8 км за Пензой), никто его у ГАИ не ждал.
Там мы провисели еще с полчаса, после чего нас подобрал джип почти до Москвы. Водитель, оказывается, видел нас еще в Пензе, но не взял, ибо заезжал домой, а нафиг мы ему там нужны. Ехал он в славный населенный пункт "Гжель" (это между Егорьевском и Раменским), ехал он через Сасово - Касимов - Егорьевск и мы с радостью согласились на такое изменение маршрута. Всяк не по той же дороге возвращаться. Ночевать он собирался у поста ГАИ в Касимове. Тоже хорошо. Джип оказался УАЗом типа "хантер", по виду напоминал кондовый японский джип начала 80-х годов. Советская 9-местная машина высокой проходимости, со спокойствием танка держащая свои 80-90 км/ч... В общем, мне понравилось. Задний ряд кресел был убран и ночью водитель откинул боковые сиденья, раскинул внутри машины "пенку", лег в спальник и спал. Мы спали в палатке, в ста метрах.
Ночная дорога Сасово - Касимов меня не впечатлила, а вот утром мне понравились тамошние места. Леса, озера, церквушки, изделия из дерева... очень симпатично, рекомендую посмотреть.
В общем, утром мы приехали в эту самую Гжель, потом добрались до Москвы, пересекли ее на метро + ИКЕЕвский автобус и ночевали в Б.Киселенке. В эту самую Киселенку мы приехали на Интере. Огромная, удобная кабина, всё продумано, куча кнопочек и тумблерочков, всё для водителя, специальные окошки, ковер на полу... и даже поролоновая прокладка наверху, чтобы головой мягче биться было. Трясет в нем потрясающе. Маша с явным удовольствием подпрыгивала на каждой колдобине.
А из Киселенки мы сначала зачем-то уехали в какую-то деревню еще до Вышнего Волочка, а там нас подобрал водитель на ГАЗели... до Питера. Интересно рассказывал, как он жил в деревне недалеко от Кувшиново, рассказывал про местных деревенских... вырождается деревня. Высадил он нас в Ленсоветовском, а сам поехал на стоянку, ночевать... пока мы думали стопить или не стопить (ехать на автобусе), к остановке подъехал рейсовый автобус и вопрос автоматически решился в пользу цивилизации.

Предыдущее описание