Лекция 2
Снаряжение. Безопасность.

2.1. Безопасность
Выходя на трассу, желательно представлять, какие опасности ждут Вас в пути. Разобьем ожидающие Вас на трассе опасности:
2.1.1. Опасности во время голосования;
2.1.2. Опасности во время движения в автомобиле;
2.1.3. Опасности, исходящие от людей во время голосования;
2.1.4. Опасности, исходящие от людей в автомобиле (условно - от водителя);
2.1.5. Погодные напасти.
2.1.1. Опасности во время голосования.
Чтобы Вам не говорили Ваши друзья, родственники и драйвера, наибольшую опасность на трассе предствляет движущийся автомобиль. Поэтому - не голосуйте опасно!!! Не давите на водителя "запрещенными приемами". Если Вы будете голосовать, стоя на проезжей части, Вас в лучшем случае не подберут. Если же у водителя не будет свободы маневра, то Вы таким голосованием спровоцируете уезд "голосуемой" машины в кювет или на встречную с лобовым столкновением.
Особенно зимой необходимо выбирать позицию так, чтобы иметь возможность быстро отпрыгнуть подальше от трассы на случай каких-либо аварийных ситуаций на дороге. Помните, что остановившаяся машина, при отсутствии обочины, может создавать аварийную ситуацию.
Зимой следует учитывать, что, как правило, все машины идут по микроколее и выход с нее может быть чреват. Поэтому следует особенно внимательно следить за перестраивающимися машинами, в том числе и за той, которая подъезжает к Вам.
Помните, что тот факт, что Вы видите машину, не означает, что водитель видит Вас. Одевайтесь ярко (оценки цветов - далее), а ночью используйте специальное снаряжение - фонарики, налобный фонарь и светоотражающие элементы. Голосуйте катафотом.
2.1.2. Опасности во время движения в автомобиле.
Во время движения существует опасность попадания в аварию. Для смягчения последствий следует соблюдать несложные правила:
- пристегивайтесь! Чтобы Вам ни говорил водитель, во всех легковых и в некоторых микриках следует пристегивать ремни безопасности.
- в случае аварии нельзя выпрыгивать из машины. Она прочнее. Следует согнуть спину (хоть как-то защищается позвоночник), закрыть руками голову и подтянуть ноги к животу (или иным способом живот прикрыть). Сразу после аварии рекомендуется позаботиться о водителе. Если с ним совсем плохо - взять инициативу в свои руки:
- вытащить ключи зажигания (теперь бензин не взорвется - Вы обесточили машину);
- если Вы четко знаете, что с водителем окажите ему первую помощь, если не знаете - руками не трогать (!) - только испортите;
- окажите первую помощь себе;
- выйдите на трассу и голосуйте в обе стороны (если есть возможность - воспользуйтесь рацией - своей или водителя. Используйте 15 (общедальнобойный) и 9 (специально-спасательный) каналы европейской сетки).

На этапе оказание медицинской помощи и первичного самолечения Вам потребуется аптечка. При формировании аптечки следует руководствоваться следующим принципом - берите только то, чем умеете пользоваться. Рекомендуется брать немного перевязочного и дезинфицирующего материала (бинты, пластырь, йод, зеленка и т.д.), обезболивающее - аспирин, баралгин и т.д., сердечное (валидол, нитроглицерин - мало ли что с водителем будет), желудочное - кишечное (а ля фестал); в дальние поездки стоит взять антибиотики; кроме этого каждый дополняет список "по вкусу" - у кого что болит или хронически может заболеть, тот то и лечит.
2.1.3. Опасности, исходящие от людей во время голосования.
Опасности, исходящие от людей во время голосования исходят, как правило от "гопников" и заключается в том, что Вас могут побить и ограбить. Это неприятно. В драку с "гопниками" лучше не вступать. Избить они Вас не хотят - им просто скучно. Заинтересуйте их своей персоной (помощь в этом окажет яркая нестандартная для аборигенов одежда) и дальним путешествием и они еще Вас еще и накормят-напоят. После того, как гопники потеряют к Вам интерес, быстро покиньте место контакта. Гопники могут вернуться с недружелюбными намерениями.
2.1.4. Опасности, исходящие от людей в автомобиле (условно - от водителя).
Опасности, исходящие от водителя, делятся на два класса - сексуальные претензии и грабеж. Первое будет рассмотрено в шестой лекции. Второе - весьма маловероятно. Ну кто будет останавливаться, чтобы ограбить автостопщика? Такое, повторяю, маловероятно. Но стоит иметь в голове такой вариант развития событий. Наиболее эффективными являются, естественно, превентивные меры - если обитатели машины Вам не нравятся - отпустите машину. Особенно это касается нетрезвых водителей. Но если все-таки Вы уже движетесь в машине и Вас вдруг решили ограбить - не теряйте голову. Во-первых, попытайтесь договориться с человеком по-хорошему. Если переговоры не привели к реальному результату, переходите к активным действиям - открывайте двери (это не есть угроза выпрыгнуть - и не думайте об этом, но Вы измените аэродинамику автомобиля), бейте водителя, кричите, привлекайте внимание других людей (ГАИ, водителей других машин). Помните, что не только Вы зависите от водителя, но и водитель от Вас (он занят сверхважным для его здоровья делом - ведет машину). Вообще, если Вас крайне напрягает общение с водителем, если у Вас возникает ощущение угрозы с его стороны, Вы чувствуете себяя дискомфортно - попросите водителя остановить машину, выйдите и вежливо попрощайтесь - нервных клеток, конечно, много, но, все же, они не восстанавливаются.
2.1.5. Погодные напасти.
Погодные напасти поджидают Вас, как правило, на ночевке и на позиции. Это - осадки, болезни, холод и голод.
Голод - весьма неприятная напасть. Голодный человек быстрее устает, у него притупляется реакция и ослабляется защита от иных опасностей - холода и болезней. От болезней спасают соответствующие препараты в аптечке. В случае, если Вы не понимаете, что у Вас за болезнь - идите к врачу. В такой ситуации можно (и даже желательно) идти к ГАИшникам - они в состоянии Вам помочь или вызвать медика-профессионала.
Так вот, от голода спасает еда. Причем не алкоголь - на голодный желудок он быстро вызовет опьянение и Вы потеряете возможность перемещаться самостоятельно. От холода, кстати, он также не помогает - он создает иллюзию тепла, а на самом деле через расширившиеся сосуды тепло стремительно уходит из организма.
От холода на ночевке спасает теплое помещение, костер и специальное снаряжение для ночевки - палатка, спальник, пенка, примус и т.д. Особое внимание следует уделять пенке и спальнику. Самое неприятное для постановки лагеря время - мороз без снега, либо ранняя весна, когда везде лужи и грязь. Для спасения от осадков особенно помогает палатка.
От холода на трассе помогают машины. Поэтому одеваться следует так, чтобы не потерять презентабельного вида. Для этих целей следует надевать возможно не толстую и не обязательно теплую яркую верхнюю одежду, а под нее - много теплых полартековых вещей и свитеров. Желательно, чтобы одежда была непродуваемая, но дышала. Для защиты от несильных осадков на позиции желательно применять труднопромокающую одежду. Это смотрится лучше, чем мокрый плащ. Наилучшим образом для пошива верхней одежды подходят мембранные материалы класса гортекс, акватекс, хуже ультрекс, которые одновременно дышат (то есть пропускают пот и влагу от тела изнутри наружу, от Вас) и не пропускают дождь снаружи внутрь, к Вам. Теперь об остальном снаряжении.
2.2. Снаряжение
Снаряжение делится по назначению на одежду, снаряжение для постановки лагеря, снаряжение для питания, специальное автостопное снаряжение для голосования, рюкзак и дополнительное снаряжение.
2.2.1. Одежда.
Итак, одежда. Она, как уже говорилось, должна быть (в идеале) теплой, непромокаемой, дышащей, малогабаритной. В рюкзаке должно быть некоторое разумное количество запасной одежды. В случае отсутствия специально для автостопа сшитой одежды, рекомендуется использовать уже имеющуюся. При этом следует использовать яркие, контрастные цвета - тогда Вы будете заметнее, и Ваши шансы уехать повысятся. Особое внимание следует уделить непродуваемости. Помните! На дороге всегда ветрено. Дело в том, что, если Вы стоите у открытого пространства (поле, озеро, река), то ветер дует оттуда (боковой), если же Вы стоите в лесу, то ветер идет по трассе, как по аэродинамической трубе. Особо непродуваемыми должны быть зимние рукавицы и должна быть защищена шея. Вязаные перчатки, как бы они не были теплы в городе, очень легко продуваются насквозь и тепло не держат.
Зимой особые требования предъявляются к обуви - она не должна быть ворсистой снаружи. Иначе на ворсинки легко налипнет много снега, который в машине растает и промочит Ваши ноги. А потом опять на мороз... Зимой к одежде предъявляется еще одно требование - она должна легко расстегиваться, чтобы Вы не перегрелись в машине.
Немного вернемся назад и разберем иерархию цветов, то есть какие цвета как воспринимаются и насколько заметны на дороге. Наиболее заметны в любое время суток и при любых погодных условиях желтый и оранжевый цвета, причем желтый выигрывает ночью, а оранжевый - днем. Летней ночью хорош белый цвет. Летним днем он тоже неплох. Но зимой белый цвет превращает Вашу одежду в маскхалат и великолепно Вас прячет от машин. К тому же белый цвет существенно проигрывает в сумерки и белой ночью. Красный цвет хорош днем, но ночью практически незаметен. Зеленый и синий цвета неплохи днем и плохи ночью. При использовании зеленого цвета не стоит стоять на фоне леса. Черный, серый и коричневый цвета не выделяют Вас из толпы горожан и селян.
Общая рекомендация - цвета первой четверки использовать совместно с синим, зеленым, черным или серым, используя последние в качестве отделки. Возможно использование и двух цветов первой четверки. Доминирование иных цветов крайне нежелательно.
2.2.2. Снаряжение для постановки лагеря.
Снаряжение для постановки лагеря - это палатка, спальник, коврик. Общие требования - небольшой вес, малый объем. Требования к палатке - непромокаемость, частично - непродуваемость. Должна дышать.
Требования к спальнику - теплый. Зимой желательно - пуховый, либо трехслойный синтепон. Сейчас появилось некоторое количество спальников из синтетических материалов (тинсулэйт, холофайбер), практически не уступающих пуху, а в чем-то даже превосходящих его. Для двойки рекомендуется использовать "спарку" - спальник на двоих. По массо-габаритно-тепловым характеристикам он заметно превосходит два одиночных спальника.
Требования к пенке - прочность, толщина, адекватная погодным условиям. Зимой желательна пенка толщиной не менее 12мм. Хорошим вариантом является терм-а-рест. Терм-а-рест - изделие, сочетающее плюсы пенки и надувного матраса и, с моей точки зрения, оптимальное по массо-габаритно-комфорто-тепловым показателям.
2.2.3. Снаряжение для питания.
Снаряжение для питания делится на снаряжения для приема пищи и на снаряжение для разогрева пищи. Для приема пищи используются нож, ложка, кружка, миска. Брать с собой тарелки - неадекватно. Желательно, чтобы нож сочетал в себе свойства еще и ложки и вилки. Но не все ножи таковы. Кстати, брать с собой очень большой нож не рекомендуется - им могут заинтересоваться правоохранительные органы. Кружка и миска желательно металлические или пластмассовые. Брать бьющуюся посуду не надо - разобьется в самый неподходящий момент.
Для разогрева пищи используется костер, примус или газовый примус. Для изготовления костра желателен топор. Если Вы собираетесь готовить горячую еду, не забудьте спички либо зажигалку. Недостатком костра является большое время, которое он поглощает, наличие малодровных регионов и зависимость от погодных условий. Так, в случае дождя, его все равно придется разводить на улице, а не в палатке, как примус или кемпинг-газ. С другой стороны, костер лучше согревает и сушит промоченную одежду.
Недостатком примуса является некоторая сложность в обращении (относительно остальных способов разогрева пищи), и, как правило, меньшая надежность. Важным преимуществом является легкая доступность горючего (бензина) на трассе.
Этого преимущества лишен газовый примус. Газ на трассе, наоборот, практически недоступен, да и в городах его можно добыть только в очень немногих. Поэтому с собой надо брать горючего на всю дорогу. Но зато газовый примус прост в обращении, как газовая плита - повернул кран, поднес горящую спичку - и ставь котелок на огонь.
Кстати, не забудьте котелок и сумку (пакет) для него, чтобы не испачкать остальные вещи в рюкзаке. Хотя, при использовании газового примуса сажа на котелке не образуется. При укладке рюкзака в котелок, миску и кружку можно (и полезно) набивать какие-либо мягкие предметы и еду.
2.2.4. Специальное автостопное снаряжение для голосования.
Специальное автостопное снаряжение для голосования:
а) Налобный фонарь. Желательно использовать "циклоп" с отводом выключателя в левую ладонь (для мигания) и светофильтром. Желательно наличие у циклопа второго выключателя (фиксатора выключения), чтобы случайно не посадить батарейки. Светофильтр желателен, ибо белый свет может ассоциироваться с встречными фарами либо недалекими фонарями, светофильтр желателен желтого либо оранжевого цветов, хотя, если фонарь сильный, то и синий и зеленый светофильтры могут дать своеобразный эффект.
б) Катафот. Должен удобно помещаться в голосующей руке. Полезно закреплять его на ладони резинкой.
в) Фонарики. Используются для защиты от снега при постановке палатки, для защиты ног от комаров, для защиты нижней части брюк от грязи и для ночного стопа.
г) Иногда для стопа шьют специальную одежду, например, комбинезоны, костюмы и прочее, причем нередко обшивают их световозвращающими лентами.
Если Вы едете недалеко и не планируете стопить ночью, то специальное снаряжение брать не обязательно.
2.2.5. Рюкзак.
При достаточно длительных поездках снаряжение полезно возить с собой в рюкзаке. Рюкзак при этом должен быть небольшим по объему, чтобы не мешать стопу. Весьма удобно, когда рюкзак непромокаем. Не обязательно требовать от рюкзака, чтобы он дышал. Можно, в целях безопасности, сзади нашить на рюкзак кусок световозвращающей ленты. Желательно, чтобы рюкзак имел возможность навешивания дополнительных пакетов.
2.2.6. Дополнительное снаряжение.
К дополнительному снаряжению можно отнести предметы заполнения досуга, которые каждый берет в меру своей испорченности (желательно не брать легкобьющихся предметов), аудиокассеты для прослушивания в машинах (вещь полезная, особенно если водителя уже достали его собственные стократно слышанные кассеты) и рации. Помните, что на рации требуется специальное разрешение. Рации можно использовать для остановки машин, просто общения либо подстраховки "на всякий случай". Может помочь.
Контрольные вопросы:
1. Каких цветов комбинезон лучше всего использовать при дневной осенней поездке?
2. Чего ни в коем случае нельзя делать сразу после аварии (Вы - единственный, кто находится в сознании)?
3. Перечислите наиболее эффективные способы избегания аварийных ситуаций.


следующая лекция

(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.