Лекция 3
Техника. Этика. Контактология.

3.1 Техника и контактология
Техника - наука о голосовании. Вот мы пришли на позицию. Мимо нас едут машины. Мы хотим, чтобы хотя бы одна из этих машин остановилась и нас забрала с собой. Что делать?
Во-первых, надо занять позицию. Вставать надо так, чтобы не создавать помех движению. Если Вы выйдете на середину проезжей части, то Вас в лучшем случае объедут по встречной полосе, а в худшем - просто собьют. Но если Вы уйдете на 5-6 метров от проезжей части и будете оттуда подавать знаки водителю, то он, скорее всего, Вас не оценит. Как всегда, в таких случаях есть оптимальное положение, которое и следует занимать: на обочине, так, чтобы голосующая рука не мешала проезду машин.
Вопрос о том, как голосовать, как поднимать руку, освещен в научно-популярной литературе. Как известно, немногое зависит от жеста (открытая ладонь, оттопыренный большой палец, указующий вверх, ладонь сжата в кулак, то же, но большой палец указует на направление движения, и т.д.), хотя в некоторых местах можно нарваться. Например, в Швеции, где принято показывать указующим перстом направление движения, голосование большим пальцем вверх может привести к непредсказуемым последствиям, а на Алтае тот же жест может быть воспринят как "неплохо заплачу".
Наиболее существенная задача техники, которую приходится решать - "когда поднимать руку". Поднимать руку совсем заранее - малоэффективно, Вы же автостопщик, а не шлагбаум, а если опоздать с поднятием руки, то машина уже проедет мимо.
Тут следует сделать маленькое примечание:
человек видит движение лучше, чем статический элемент картинки.
И второе примечание:
то, что Вы видите машину, не означает, что водитель видит Вас.
В зависимости от скорости движения, класса автомобиля и погодных условий, водитель "видит" на различное расстояние вперед от машины.
И вот когда Вы попали в зону "видимости" водителя в соответствие примечанию 2, Вы должны, в соответствие примечанию 1, сделать останавливающий жест. То есть поднять руку. На горизонтальный уровень или выше, ладонь горизонтальна или вертикальна, или сжата в кулак, большой палец оттопырен - это личные особенности автостопщика. Движение подъема руки должно быть плавным и уверенным. Голосование, вербализуемое как "остановитесь, пожалуйста", называют мягким, голосование, вербализуемое как "встань здесь!" - жестким, а жест, трактуемый как "поможите чем можете" голосованием не является, это скорее сбор подаяния.
Во время голосования желателен, и очень важен, визуальный контакт с водителем "глаза-в-глаза". При наличии такого контакта иногда даже руку поднимать необязательно - достаточно кивка головы. Довольно необычные ощущения возникают, когда машина - японского производства, то есть водитель сидит не там, где он должен сидеть, а справа от этого места. Особенно приятно, если рядом с ним сидит, например, его собака...
Если позиция низкоскоростная, то есть Вы уже проголосовали, а теперь держите руку, пока машина медленно едет мимо, то Вы оказываетесь в противном положении - опускать руку нельзя, держать - глупо. На помощь приходит вторая рука (либо необходимо делать дополнительные жесты голосующей рукой).
3.1.1. Голосование в двойке
При голосовании в двойке второй не должен копировать жесты первого. Он должен занимать одну из двух позиций:
- рядом с ведущим, на полшага впереди, изображая готовность к действию;
- метрах в двадцати сзади, голосуя по своему усмотрению.
Во втором случае остановившемуся водителю говорится что-то вроде "Можно нам с напарником (кивок в сторону напарника) проехать с Вами по дороге?". При этом, даже если машина остановилась, второй не должен к ней бежать или идти, пока его не позовут, ибо водитель может просто испугаться.
3.1.2. Обмен жестами во время голосования.
Нередко водитель может Вам что-либо показать. Наиболее часто встречающиеся жесты водителей:
- палец вправо (влево) - "я поворачиваю направо (налево)";
в этом случае можно резким согласием остановить машину, но подумайте, надо ли Вам направо (налево). Если надо - здорово, если Вы таким образом меняете позицию - тоже замечательно. Иначе - бессмысленно.
- указательный палец вверх - "могу взять только одного";
характерен для грузовых машин. Иногда можно уломать взять всю двойку.
- руки к левой щеке - "я сейчас буду спать", "напарник спит";
иные жесты.
В случае, если Водитель показывает перегруженность машины, можно попытаться жестом уплотнения "уговорить" его. Вообще же, если водитель Вам жестикулирует, это хорошо. Это означает, что Вы:
- заметны на трассе;
- технично голосуете (на Вас успевают отреагировать и понять, чего Вам надо);
- идентифицируетесь как автостопщик.
3.1.3. Особенности зимней техники.
Зимой, как правило, гололед и узкие дороги. Мало того, на дороге образуются колеи (даже если их не видно, они все равно есть, только очень мелкие, но не менее опасные). Выход машины из колеи чреват заносом, поэтому будьте особенно внимательны при выборе своего местоположения. Подготовьтесь (морально) к "отступлению" на случай аварийной ситуации: предварительно осмотритесь и прикиньте, куда в случае чего будете отпрыгивать. Голосовать следует помягче, особенно по первой машине в колонне.
3.1.4. Особенности голосования по плотному потоку.
Во-первых, не пытайтесь вытащить машины со второго ряда. В плотном потоке это и трудно, и опасно. Во-вторых, не пытайтесь голосовать по всем машинам сразу или по каждой в отдельности. Голосуйте только по тем машинам, по которым успеваете проголосовать с чувством, с толком, с расстановкой.
3.1.5. Особенности ночной техники.
Используйте ночное снаряжение: налобник, катафот.
На скоростной позиции помигайте фонарем заранее. Водитель снизит скорость и тут не зевайте - голосуйте по всем правилам. Можно мигать фонарем во время голосования, когда машина уже совсем рядом. Следите за своей мимикой - водитель не всегда понимает, что прямой свет в глаза - это неприятно, а если Вы скорчите рожу - это ему не понравится. Когда Вы будете подходить к машине - можно держать налобник включенным - пусть водитель видит Ваши перемещения, но когда Вы уже начинаете с ним говорить, то выключите свой фонарь - никому не приятно, когда ему светят прямо в глаза.
Иногда машина будет притормаживать, а потом давать по газам - не пугайтесь и не отчаивайтесь, просто на Вас посмотрели, Вы очень хорошо и эффектно выглядите. Иногда Вас будут принимать за ГАИшника, но и это не страшно - наш народ очень пуглив и за ГАИшника может принять кого угодно и где угодно.
3.1.6. Особенность голосования на рассвете/закате.
В этот период суток Солнце стоит весьма низко над горизонтом и, при неудачном выборе позиции, будет слепить либо Вас, либо водителя. С первым еще можно мириться, главное - следить за мимикой, а вот второе - неприятно. В этом случае водитель Вас искренне не видит. Необходимо отойти за какой-либо поворот, или так, чтобы проезжая часть, там, где находятся машины в момент, когда Вы им голосуете, оказалась в тени. Есть еще один выход: приготовить себе еду и поесть, выиграв таким образом время. За это время Солнце куда-нибудь уйдет и перестанет мешать Вашему стопу.
3.1.7 Первое интервью.
Итак, машина остановилась. Вы к ней подходите, открываете правую дверь... иногда водитель опускает Вам стекло, иногда просит подойти слева, иногда Вы подходите к уже открытой двери... Не суть. Первое, что Вы говорите - слова приветствия: "Здравствуйте" или "Добрый день (утро, вечер)". Это - обязательно. Вы этим не только проявляете элементарную вежливость, но и даете возможность собеседнику (водителю) "приноровиться" к Вашему голосу, научиться его воспринимать. Ведь водитель долгое время молчал и ни с кем не разговаривал, он уже отвык от человеческой речи... И Ваши первые слова он не сразу воспримет. Пусть же это будет почти ничего не значащее приветствие.
Далее Вам следует как-то выяснить, поедете Вы в этой машине или нет. Для этой цели лучше всего подходит вопрос типа: "Можно с Вами по дороге?". Многие люди "рефреном" ответят "можно". По причине этого "рефрена" избегайте формулировок типа "По дороге не подбросите?", так как есть шансы нарваться на "не подброшу". Итак, Вам, разумеется, ответили "можно". В этом случае, обычно, нелишне узнать, куда же едет водитель. Особенно это важно недалеко от городов, когда неудачная машина может Вас ввезти в какое-нибудь не очень приятное для стопа место. Если ответ "прямо", то либо стоит закрыть эту тему, либо проявить настойчивость. Естественно, что при этом желательно с большей или меньшей подробностью описать Ваш дальнейший предполагаемый маршрут и цели, а также мотивы расспросов. Обычно водитель "раскалывается". Как правило же, после ответа "можно", уже следует загружаться в машину. Если же вместо ответа "можно", водитель спросит "а куда Вы едете", то, если Вы не в городе, скажите ему. Оптимально говорить "в сторону Х". Например, "В сторону Москвы" или "В сторону Киева". В городе же, помимо того, что сразу надо оговорить безденежность поездки, крайне нежелательно указывать адрес. Это может быть воспринято, как заказ.
Если Вы не едете в этой машине (ну, скоро сворачивает, или загружен), поблагодарите водителя за то, что он остановился и вежливо с ним попрощайтесь.
Встречается еще такой пережиток, как таксисты либо иные деньгопросящие субъекты. На трассе их, как правило, можно легко уговорить, предложив вместо денег общение.
3.2. Этика и контактология.
В машине ведите себя спокойно и уверенно. Во-первых, желательно погрузить водителя, сначала хотя бы в двух словах, разговором о Вашей автостопной сущности и целях Вашей поездки. В первые четыре минуты надо завязать контакт. Психологи считают, что если в первые четыре минуты знакомства Вы будете молчать, то разговора не выйдет и Вы расстанетесь без дружбы. А дружба нужна. Мало того, что этот водитель может Вас еще раз подобрать, Ваша задача внушить ему, что автостопщики - суть полезные (хотя бы невредные) люди, и тогда он, может быть, подберет кого-нибудь другого. Разговор о Вашей поездке может быть Вам весьма полезен: водитель может дать Вам какие-либо дополнительные сведения о маршруте. Но не всегда доверяйте водителю. "Водителя послушаешь - козленочком станешь" - гласит народная мудрость. Водители неоднократно пытались отправить стопщика тем коротким путем, которым они бы поехали сами на своей машине, но которым автостопом продираться крайне муторно и неинтересно. Вообще же темы разговора возможны любые. При разговоре учитывайте, что лучший собеседник - это тот, кто умеет слушать. Аккуратно выведите водителя на "его" тему и внимательно слушайте его рассуждения по этому поводу. При этом и ему будет очень приятно и Вы не устанете говорить. Хотя иногда, если Вы торопитесь, такое состояние водителя (разговор на любимую тему) может быть чревато заметным снижением скорости. Но... очень трудно корректно разорвать установленный контакт. Постарайтесь мягко перейти на другую тему. Очень "полезным" является разговор о машинах вообще и его машине в частности. Такой разговор может сделать вас друзьями навек либо просто заметно увеличить скорость автомобиля, в котором Вы едете. Будьте водителю равным, ну, может быть, чуть ниже его. Помните: Вы - не халявщик, Вы - партнер. В случае поломки или просто остановки поинтересуйтесь у водителя, не надо ли чем-нибудь помочь. Хотя бы что-то подержать или куда-то посветить (особенно ночью). В последнем случае водителей обычно очень вдохновляет налобник. Днем, спросив разрешения, в машине можно поспать. Ночью спать крайне не рекомендуется, разве что в переполненном автобусе или кузове грузовика. Помните - спящий человек усыпляет окружающих. Исключение составляет человек храпящий, но он окружающих настолько угнетает, что минут через двадцать они всячески рады от него избавиться, вплоть до высадки. Если не можете удержаться от сна, лучше высадиться и поспать в палатке.
Бывает, что водитель сажает Вас, после чего сразу же включает громкую музыку, либо, если их двое, замыкается на разговор с напарником. В этом случае погрузить о своих целях все-таки следует, хотя бы для того, чтобы договориться о месте высадки, но потом, если водитель не делает музыку потише, затевать разговор, постоянно чего-то желая от водителя, нежелательно. Вы его перегрузите, он от Вас устанет и больше не будет подбирать стопщиков.
Выходя из машины, не забывайте свои вещи. Особенно следите за шапкой и варежками. Вежливо попрощайтесь с водителем, пожелайте ему удачи (доброго пути).
Контрольные вопросы:
1. Каковы признаки техничного голосования?
2. Чем плох красный катафот?
3. Чем плох белый налобный фонарь?
4. Вы направляетесь в Ижицы. Выберите правильную формулировку:
   а) Можно с Вами до Ижиц?
   б) Не подбросите ли в сторону Москвы?
   в) Можно ли с Вами в сторону Валдая?
   г) иное.
5) Основная задача автостопщика при общении?
6) Чем хорошо то, что водитель, проезжая мимо Вас, крутит у виска пальцем?


следующая лекция

(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.