Лекция 4
Стратегия. География. Машиноведение.

4.1. География для автостопа.
Как известно, автостопщики передвигаются на автомобилях, а автомобили ездят по дорогам. Для ориентации в дорожной сети автомобилисты используют атласы автодорог. Автостопщикам эти атласы также весьма полезны. Кроме дорожной сети в атласах обозначены населенные пункты, в том числе крупные. Особенно крупные удостоены, обычно, схемы транзитного проезда. При пользовании атласом полезно знать, что информация в нем частично устарела и не соответствует действительности, а частично никогда не соответствовала ей. Поэтому на атласе нужно делать пометки, приближающие информацию атласа к достоверной.
Дороги делятся на категории. Во-первых, дороги бывают грунтовыми и асфальтированными. При этом наиболее достоверной информацией о качестве покрытия владеют местные автолюбители. Во-вторых, дороги бывают магистральными, федеральными и местными.
Как правило, магистральные дороги соединяют крупные города и регионы, например М1 соединяет Москву с Брестом, где под "Москвой" можно понимать почти всю Россию, а под "Брестом" - Польшу, Германию, Францию и т.д. Эти дороги, как правило, имеют хорошее покрытие (не верьте атласу, иногда, в редких случаях, это - грунтовки, например М53 между Красноярском и Иркутском) и мощный круглосуточный круглогодичный поток разноскоростных машин.
Федеральные трассы соединяют субъектов Федерации, например Санкт-Петербург и Вологду. Кроме того, федеральные трассы соединяют магистральные дороги, например, дорога Новгород - Шимск - Николаево соединяет М20 и М10. На федеральных дорогах поток пожиже, чем на магистралях. Кроме того, покрытию, указанному в атласе, в отношении федеральных дорог, следует доверять не всегда, значительно реже, чем магистралям.
Местные дороги, как правило, соединяют между собой райцентр и окрестные села. Соответственно, это нередко непролазная грунтовка, ночной поток отсутствует, дневной нередко состоит исключительно из гусеничного и гужевого транспорта.
Кроме такой "геометрической" географии, полезна также политическая география, так как немалый поток машин идет в административные центры и из них, и экономическая география, потому что людям свойственно ездить на работу и перевозить результаты труда.
4.2. Стратегия.
Задачами стратегии являются выбор маршрута, выбор времени выхода, оценка времени движения и выбор режима отдыха.
4.2.1. Выбор маршрута.
Выбор маршрута осуществляется при помощи атласа автодорог и советов товарищей. В общем случае автостопом лучше двигаться по дорогам, которые являются либо магистральными, либо известными. Например, двигаясь из Петрозаводска в Вологду не надо прельщаться короткой дорогой Лодейное Поле - Тихвин. Она, хотя и короче, но, хотя этого нет в атласе, местами грунтовая и поток по ней, соответственно, мал.
4.2.2. Выбор времени выхода. При выборе времени выхода следует учитывать следующие факторы:
а) Между двумя крупными городами существуют следующие потоки:
- выехать с утра (7-9 часов);
- выехать вечером (18-20 часов);
- приехать вечером;
- приехать к утру;
При этом первый мотив является наиболее характерным для местных машин (локал). Поэтому на перегруженных трассах (например, М1 - М10) существуют "предволновой" (5-6 часов) и "постволновой" (11-13 часов) проходные потоки. Следует учитывать, что перед тем крупным городом, из которого Вы выходите, есть иные крупные города. Так, просчитывая поток от Твери на Санкт-Петербург, надо учесть поток на Санкт-Петербург из Москвы. Кроме этого необходимо учитывать особенности региона. Так, на юге ночной поток весьма и весьма слаб, а на севере - вполне неплох. Связано это, естественно, с тем, что южная ночь темнее. В некоторых местах часть потоков сливается (например, первый и третий; второй и четвертый).
б) Поток к крупному городу растет по мере приближения к городу с квадратом расстояния до города. Аналогично, поток от крупного города убывает по мере удаления от города с квадратом пройденного расстояния.
Данное положение верно в пределах "зоны подчинения" этого города. Эта зона зависит от размера города и численности населения города. Например, "зоной подчинения" Санкт-Петербурга является вся Ленинградская область + прилегающие территории Карелии, Псковской и Новгородской областей; в эту зону входит милый город Гатчина, "зона подчинения" которого простирается километров на 15 - 25 в разные стороны. Мало того, у многих поселков в этой зоне есть свои зоны подчинения, совсем маленькие, 1 - 2 километра, "на огород и обратно".
Естественно, что лучше двигаться в потоке... Но не всегда это так. Например, при движении от крупного города в утренней волне Вы вполне можете потерять веру в человечество. Валит сплошной поток забитых чем-то машин. Пустые машины со свистом проносятся по левым полосам. Никто не останавливается (остановится - могут обратно не впустить). И вот тут и начинаешь думать, что лучше было бы выйти на час пораньше и на предутренних машинах отъехать хотя бы километров на 100.
Аналогично - вечером, когда приближаешься к городу. Но здесь - другой прием: если машина по Вашим расчетам должна высадить Вас за 15 км до города в районе 21 часа, то лучше высадиться за 70 - 80 километров и ловить проходную, либо высадиться на мощном примыкании справа и брать машины оттуда.
в) Кроме суточных потоков существуют недельные. А именно - уик-ендовские. В пятницу вечером и в субботу утром из города выходит ВоЛнА. Потом все эти машины возвращаются в город в воскресенье вечером.
В местах, где машин мало, эти потоки использовать полезно, но там, где машин много - лучше в этом потоке не идти. Особенностями дачного потока являются: высокий уровень загруженности; обилие медленных легковых; в мае - пятница, суббота - более груженые, чем в воскресенье (везут рассаду, детей и животных туда), в сентябре - более груженые в воскресенье (везут урожай, детей и животных оттуда).
г) Также существуют сезонные потоки. Их образуют, как правило, едущие на отдых (в Крым, на Кавказ, в Карелию и т.д.) люди. Едут они, как правило, далеко и надолго, а, поэтому, всей семьей и с прицепом. Изредка встречающиеся исключения могут очень хорошо и качественно провезти Вас большое расстояние.
д) Кроме того имеют место быть потоки перегонных автомобилей. Отличные скоростные машины, как правило, пустые, с профессиональными водителями... но... водители эти очень опасливы.
е) Многие водители ночью спят. При этом спят - по разному: иногда с 22 до 5, иногда с 2 до 9, но в целом, время, когда спит максимум водителей - с 1 до 5 часов.
Резюме: выходить на трассу следует, сообразуясь с потоками в данном месте в данном направлении и с самочувствием.
Пример: летом в будний день выходить из Острова в направлении на Витебск следует в районе 10 утра. При этом захватывается конец псковского, самое начало санкт-петербургского и латвийско-литовского потоков.
Кроме того, знание проходящих потоков позволит правильно выбрать время схода с трассы и постановки палатки.
Пример: летом в будний день Вас высадили в 3 ночи в Пустошке (Вы движетесь в Санкт-Петербург). Машин, естественно, нет. И не будет. А если и будет, то немного. Ставьте палатку и спите до 8 - 10. В это время уже пойдет поток невельских машин и начнут появляться витебские.
4.2.3. Ночные потоки.
Ночью надо спать. Поэтому нормальный человек поедет ночью на машине куда-то далеко только под давлением каких-либо серьезных причин. Возможно следующие варианты:
а) форс-мажорные обстоятельства (от "позвонили, попросили завтра в 4 ночи в аэропорту встретить" до "моча в голову ударила");
б) любовь к ночной езде;
в) стремление быстрее вернуться домой из дальней поездки;
г) стремление приехать к утру;
д) желание доехать побыстрее (ночью меньше машин, следовательно меньше обгонов, меньше встречных, выше скорость; чище воздух, следовательно меньше расход топлива; намного ниже вероятность попасть в пробку);
е) нежелание ехать под палящим Солнцем (это и машине чревато, и водителю неприятно).
Потоки а, б, в, г являются всесезонными, хотя в плохую погоду (сильный дождь, туман, гололед) б, в и г потоки заметно падают: любителей погонять ночью по гололеду немного, а остальные в большинстве своем считают, что лучше приехать поздно, чем никогда. Потоки же д и е зимой практически полностью исчезают. Поток е - по вполне понятным причинам, а поток д - потому что плохое дорожное покрытие в условиях плохой видимости замедляет движение сильнее, чем избыток машин на трассе. Тем более, что зимой избыток машин на трассе - редкость. Таким образом, при оценке потенциального ночного потока следует учитывать и погодные условия, и мощность трассы.
4.2.4. Оценка времени движения.
Средняя скорость движения автостопщика летом по магистральным дорогам - 50-70 км/ч в зависимости от погодных условий, квалификации и конкретных особенностей трассы. У неквалифицированных автостопщиков ночью скорость заметно падает, у специалистов по ночному стопу - даже возрастает. Зимой, когда ночные потоки заметно тухнут, скорость падает у всех. Зимой средняя дневная скорость автостопщика по магистральным дорогам - 45-60 км/ч. При "отрыве от города", когда автостопщик продирается на местных машинах, его скорость может заметно упасть. Из всего этого и следует исходить при оценке общего времени движения.
Пример: Мурманск - Новороссийск, лето. Старт - во вторник.
старт - утром, в 6-7 часов.
До Кандалакши - 250 км. Отрыв от Мурманска. Оценка - 5 часов. Далее - до Петрозаводска - ненасыщенная машинами трасса. Скорость - 60-70, расстояние - 800 км, время 11 - 13 часов. В Петрозаводске мы - в полночь. Вполне существует ночной поток на Санкт-Петербург. Можно оторваться от Петрозаводска до поворота на Крошнозеро (около Пряжи). Еще 1.5 часа. Теперь - спать. В районе 8 утра просыпаемся и выходим на трассу. Идет Петрозаводский поток. Кроме того, идут машины, ночевавшие у Петрозаводского ГАИ. До Новой Ладоги - 260 км. 4,5 часа. Итак, на федеральной трассе Новая Ладога - Волхов - Кириши - Зуево мы оказались в 12-13 часов. Дорога федеральная, длина - 112 км, время прохождения - 3 часа. В районе 3-4 часов дня мы - в Зуево. (Необходимо заметить в скобках, что движение через Санкт-Петербург приведет к потере нескольких часов за счет расстояния и необходимости потом от него отрываться) Основной поток - из Питера на Москву, чтобы быть в Москве вечером. Но, кроме того, есть "сорный" поток в Чудово и в Новгород. Если машина пойдет за Новгород, например, в Крестцы, то из стратегических соображений на ней следует ехать. Там будет присутствовать еще и поток Новгород - Москва, Псков - Москва. Расстояние - 560 км, скорость - 60 км/ч, время движения - 8-10 часов. В 10-12 вечера Вы в Москве. Зная о том, что на участке Москва - Кашира утром избыточный поток машин, вырастающий в многочасовую пробку на мосту через Оку, отрываемся от Москвы до Каширы. 3 часа движения. Ставим палатку. Часов в 8-9 ее уже можно снимать. Через 13-14 часов - Вы в Ростове. Где-то за час проходим объездную. Ставим палатку. Встаем часов в 7. До Краснодара 260 км, до Новороссийска - еще 140. Через 7-8 часов там. Итак: старт во вторник утром, финиш в пятницу днем; время движения 58 часов, время отдыха около 20 часов Погрешность расчета невелика и пройти трассу быстрее расчетного времени проще, нежели медленнее. В общем-то более быстрое прохождение того или иного участка приведет к более полноценному отдыху.
4.3. Машиноведение.
С точки зрения автостопа машины делятся по скорости, вместимости пассажиров, маневренности и чувствительности к рельефу.
По скорости машины делятся на классы:
- медленные: 50 - 70 км/ч
как правило, это ГАЗ, ЗАЗ, КамАЗ, МАЗ;
- среднескоростные: 70 - 90 км/ч
как правило, это ВАЗ2101-2103, москвич, ЗАЗ, ЗиЛ, грузовики иномарки, пустые КамАЗ, МАЗ;
- быстрые: 90 - 110 км/ч
ВАЗ2104 - 2110, иномарки 80-х годов;
- скоростные: 110 - 140 км/ч
новые легковые иномарки, джипы;
- суперскоростные: более 140 км/ч
полуспортивные либо просто быстрые модели иномарок.
Скорость дана по спидометру для лета для дорог с покрытием. На плохих дорогах и зимой скоростные различия заметно нивелируются, вперед выходят джипы и грузовики. Следует заметить, что именно по скорости деление является наиболее условным, поскольку именно здесь очень много зависит от "прокладки между рулем и сиденьем". Известны случаи, когда пустой легковой "мерседес" ехал 70-90, и его легко на 160 обгоняла ВАЗ21099, известны КамАЗы, идущие 110 км/ч и Jeep Grand Cherokee, идущий 60... На скоростной позиции можно оценивать скорость визуально и с приличной точностью, но на хороших позициях машины высоких скоростей не развивают и оценку скоростных возможностей машины приходится проводить по уровню ее загруженности и марке.
По вместимости машины бывают:
- одноместные:
каблучки, некоторые минигрузовички, МАЗы и грузовики иномарки;
- двухместные:
большинство минигрузовичков, КамАЗы и ЗиЛы;
- четырехместные: легковушки;
известны случаи, когда в легковой автомобиль влезает больше или меньше пассажиров, но, как правило, туда влезают четверо;
- многоместные:
автобусы и микроавтобусы, а также минивэны.
Использование двойкой автостопщиков одноместных автомобилей возможно, хотя и чревато для водителя материальными потерями в случае встречи с ГАИшниками.
По маневренности машины делятся на суперманевренные, маневренные, не очень маневренные и очень неманевренные.
К первому классу относятся малолитражки типа Оки, Судзуки Свифт, Фиат Уно и т.д., обладающие малыми размерами, хорошей приемистостью и хорошей тормозной системой. На перегруженных дорогах в руках умелого водителя эти малютки легко расправляются "в гонках" с более быстрыми, но менее маневренными машинами класса БМВ, мерседес, вольво.
Остальные легковые относятся ко второму классу. Исключение составляют перегруженные легковушки с прицепом. Они не очень маневренны. Также к не очень маневренным относятся грузовики иномарки. Они попали в этот класс за счет своей большой длины. Также сюда попадают ЗиЛы, ГАЗоны, пустые КамАЗы и МАЗЫ.
К очень неманевренным относятся груженые КамАЗы.
Чувствительность к рельефу - свойство машины заметно замедлятся на даже небольшом подъеме, требовать понижения передачи и громко пыхтеть при этом. По чувствительности к рельефу машины делятся на чувствительные и нечувствительные.
К первой группе относятся груженые КамАЗы и сильно перегруженные машины иных типов. Все остальные машины к рельефу почти нечувствительны.
Очевидно, что лучше ехать на сверхскоростной, сверхманевренной не зависящей от рельефа достаточно вместительной машине. О методах и приемах достижения этой важной цели - следующая лекция.
Контрольные вопросы:
1. Оцените время движения от Санкт-Петербурга до Бреста.
2. Когда лучше всего выйти на трассу в Сегеже в сторону Санкт-Петербурга?
3. Имеет ли смысл перемещение от поворота на Новоанненский до поворота на Урюпинск со стратегической точки зрения?

следующая лекция

(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.