Лекция 5
Тактика. Прохождение городов.

Тактика автостопа делится на два больших раздела - тактика выбора позиции и тактика движения. Рассмотрим их последовательно.
5.1. Тактика выбора позиции.
Собственно, уясним себе, что такое позиция. Позиция - это участок дороги, пригодный для остановки машины в заданном направлении. Условимся, что вниз по течению позиция простирается на максимальный тормозной путь в данных условиях. Позиции бывают хорошие и плохие. От правильного выбора позиции зависит как время, проведенное на данной позиции, так и вероятность остановки хорошей (дальней, быстрой) машины.
5.1.1. Критерии выбора позиции
Критерии выбора позиции:
а) удобство остановки машины;
б) определенность направления движения;
в) безопасность остановки машины;
г) оптимальный поток;
По критерию а) следует выбирать позиции с широкой обочиной, чтобы машине было где остановиться, более или менее горизонтальные, чтобы машине было трогаться удобнее, чем на подъеме и останавливаться удобнее, чем на спуске. При этом следует чувствовать разницу между зимними и летними позициями: зимой данный критерий особенно жесток. Требования к выбору позиции смягчаются, если вы поставили себе задачу голосования только по легковым автомобилям.
По удобству остановки машины позиции делятся также на скоростные и "прочие". Скоростных позиций - большинство, на них машины едут на полной скорости и их остановка представляет собой известную трудность. На "прочих" - действует какое-либо ограничение скорости (знак ограничения скорости, яма, весьма крутой поворот, переезд и др.) и остановить хорошую машину гораздо легче. Сюда же входит выбор позиции на повороте: на левом - сразу после его завершения, на правом - отойдя метров 15 - 30, чтобы поворачивающей машине не было нужды "втыкаться" в обочину. На поворотах, естественно, позиции менее скоростные. При наличии искусственного препятствия (переезд и др.), не следует выбирать позицию до него, поскольку все внимание водителя сосредоточено на предстоящей преграде и вас он может просто не заметить.
По критерию б) следует выбирать такие позиции, на которых более или менее ясно, что вы движетесь именно в этом направлении, причем именно автостопом, причем далеко. С этой точки зрения надо выбирать позицию за развилкой, не на автобусной остановке, желательно за пределами населенного пункта.
Есть одно исключение - можно голосовать перед развилкой, если нужное вам направление - направо. В этом случае следует стоять так, чтобы успевать нормально проголосовать по машинам, включающим правый "поворотник". При этом следует ловить момент включения "поворотника" и в этот момент поднимать руку.
Критерий в) чисто ограничивающий - в некоторых местах сам факт голосования - опасен. Это, например, на мосту, сразу за крутым закрытым поворотом и т.д. Не следует также голосовать на узкой дороге при большом потоке.
Критерий г) в общем - стратегический. Он вступает в силу нечасто, как правило на развяз- ках, иногда на развилках (слияниях) - когда сходятся два и более потока. При выборе позиции по этому критерию необходимо учитывать специфику потоков с разных направлений. Действие этого критерия можно продемонстрировать на примере развязки "клеверный лист" в случае большого количества машин и равноправных дорог. Можно выбрать позицию за развязкой. Тогда поток с внешнего лепестка будет отсекать от вас основной поток, а сам - бороться за место в нем и все они будут мимо вас проезжать. Если же вы отойдете подальше, то столкнетесь с иной проблемой: дорога на таких развязках, как правило, многополосная, и чем дальше от вас, тем лучше (более скоростные, менее загруженные) машины. Груженые тихоходки первой полосы и сами взять не очень могут, и остальных отрезают. Голосование перед развязкой либо на развязке перед последним уходящим лепестком ничего не дает по сравнению с предыдущим вариантом. Попробуем встать на лепесток (если нет иных условий - то на внешний (согласно критерию а) - он более пологий и плавный). Здесь, как правило, широкая однополоска. Здесь никто никого от вас не отсекает и вы голосуете как по тем машинам, которые потом будут ехать по первой полосе, так и по более скоростным машинам.
Иногда критерий г) вступает в силу в иной форме. Если за слиянием двух дорог позиция плоха по критерию а), а позиции на смыкающихся дорогах по этому критерию хороши и равны, (т.е. выбор между одной из позиций сводится к выбору одной из дорог, а точнее - одного из потоков), то для принятия решения необходимо оценить плотность и дальность потоков. Например: поток 1 идет из находящегося неподалеку города Забубенновска, а поток 2 - из Москвы. Поток 1 - мощный, быстрый, незагруженный; поток 2 - слабее, менее быстрый, гораздо более загруженный. Но выбрать надо поток 2, ибо поток 1 закончится через 10 - 15 км, а поток 2 может вас довезти до границы России.
5.1.2. Выбор позиции ночью.
Ночь (темнота) предъявляет свои дополнительные требования к выбору позиции.
Рассмотрим два случая - позиция освещенная и позиция неосвещенная. Случай освещенной позиции сводится к вышеизложенному и в дополнительном рассмотрении не нуждается. Замечу только, что надо стоять так, чтобы свет падал на ваше лицо, а не на лицо водителя. В случае же неосвещенной позиции вы должны быть заметны. Для этого, в соответствии с вышеизложенной техникой ночного голосования, следует выбирать позиции, на которых вас видно метров за 200 - 300. При наличии снаряжения для ночного голосования, неосвещенные позиции не хуже освещенных, но при его отсутствии использование неосвещенных позиций крайне не рекомендуется.
5.1.3. Позиция у поста ГАИ.
Характерной позицией является позиция у поста ГАИ. Ее свойства:
а) освещенность ночью (++)
б) низкая скорость проезжающих машин (++)
в) озлобленность остановленных водителей (-)
г) озлобленность ограбленных водителей (-- )
д) невозможность посадки вдвоем в одноместный грузовик (-)
Рекомендации:
- высадившись у поста, следует отнестись к нему, как к препятствию (пройти за пост);
- выбирая позицию у поста, следует учитывать, что ночью на некоторых постах существует обычай останавливать ВСЕ машины (в и г); такими являются многие посты, въездные в какой-либо крупный город;
- днем практически на всех позициях у постов есть широкая обочина (+), но ночью около многих постов организуется "ночлежбище", которое либо лишает вас обочины (--), либо оттесняет вас за пределы освещенного участка (--). Таким является, например пост ГАИ на Тверской объездной со стороны Москвы.
5.1.4. Способы смены позиции.
Позицию можно менять несколькими способами.
Во-первых - не менять. Это значит, что можно сразу высадиться на позиции. Явление редкое, но рекомендуемое. Пример: Едровский переезд при движении от Валдая на Волочокском КамАЗе.
Во-вторых, и это наиболее часто встречающийся способ, это движение, извините, пешком. Желательно недалеко (не рекомендуется ходить пешком больше, чем 5 минут, кроме исключительных ситуаций).
В-третьих, менять позицию можно на машине. Например, если вы стоите в трех километрах от ключевой позиции, можно подъехать хоть на тракторе.
По сути, третий способ мало отличается от первого, разница в том, что здесь вы нацелены на смену позиции, а в первом способе вы УЖЕ двигаетесь в машине. По сути эти способы - уже не тактика выбора позиции, а тактика движения.
5.2. Тактика движения.
Тактика движения, по сути - вершина автостопного искусства. Предыдущие разделы учили останавливать машины, этот же - наоборот учит отказываться от остановленных машин.
Перед поездкой по знакомой трассе желательно приблизительно накидать для себя список позиций, на которых можно высаживаться. Если же вас высадили на незнакомой позиции, следует сперва оценить ее тактические и стратегические характеристики, а потом принимать решение о выборе одной из тактик движения.
5.2.1. Тактика минимального времени стояния.
Самая тривиальная тактика. Голосуем по всем машинам, как только кто-то остановился - садимся и едем. Эффективно для небольших расстояний, для кривых трасс и в некоторых иных случаях.
Например, при движении из Новой Ладоги в Сясьстрой заниматься селективным голосованием, по-моему, просто глупо. Но и применение этой тактики на трассе СПб - Москва - нерационально.
5.2.2. Тактика минимального времени движения (селективное голосование).
При выборе этой тактики следует голосовать только по быстрым машинам, и садиться только в те из них, которые подвезут вас сколько-нибудь приличное расстояние. От близких машин следует отказываться, кроме тех случаев, когда движение на них улучшит вашу позицию. Основное правило - держись за позицию, а не за машину. Данная тактика "высиживания быстрой проходной" требует больших эмоциональных затрат, но с лихвой окупает себя на длинных прямых трассах с достаточным проходным потоком. Для применения этой тактики необходимо либо обладать очень хорошей техникой, либо находиться на хорошей позиции. Для второго случая есть любопытный нюанс - как правило, на "тихоходных" позициях оценить скоростные качества машины можно только по марке автомобиля, то есть весьма грубо. Для первого случая оценка скоростных качеств машины гораздо более точна, но остановить скоростную машину очень трудно.
Собственно, примерам применения такой тактики нет числа. На графовских гонках 1996 года (СПб - Москва - Вологда - СПб) Леонтьев на М10 уперся в "селектив", ехал только на скоростных машинах, и в Медном проигрывал предпоследнему месту около 5 часов. Он же, на тех же гонках, на М8 применял ту же тактику, и отыграл весь свой проигрыш.
5.2.3. Тактика минимального количества позиций.
Данная тактика - упрощенный второй вариант. Здесь не столь принципиальна скорость машины, сколько важна ее дальность. Самый экономный вариант с точки зрения прилагаемых усилий. Зимой, когда холодно и скоростные отличия между машинами невелики, данная тактика весьма эффективна. Иногда даже следует специально и настойчиво голосовать по КамАЗам, ибо там тепло.

Приведенные тактики - экстремальны. Используя их разумно (варьируя нижние границы скорости и дальности машин), сочетая и меняя тактики в зависимости от своего состояния и внешней обстановки, Вы непременно добьетесь успеха.
5.3. Прохождение городов.
В данном разделе рассматривается ситуация, когда Вам на трассе встречается населенный пункт. Прохождение населенного пункта - нетривиальная задача. Как известно, в населенном пункте, стоящем на трассе, транзитные машины не останавливаются, так как принимают Вас за местных, а местные машины не останавливаются, так как считают, что Вам нужно далеко. Поэтому и выделяется задача прохождения городов. Задача имеет два решения.
Решение 1:
Высадиться перед городом и брать проходную насквозь.
Решение 2:
Врубиться в город и проходить его ситистопом.
Как правило, если город достаточно крупный и из него выходит несколько заметных трасс, то целесообразнее пойти по второму пути. Если же город невелик или из него есть только один существенный выезд, то можно и ждать проходную.
Например, при движении на Кострому из Владимира путь лежит через Иваново. К сожалению, из Иваново есть четыре заметных выезда - на Кострому, на Ярославль, на Шую и на Кинешму. Мало того, Иваново - довольно крупный город со сложной схемой транзитного проезда. Его приходится проходить ситистопом.
При движении из Санкт-Петербурга на Петрозаводск дорога проходит через Лодейное Поле. Довольно крупный населенный пункт. Но транзитный поток через него довольно велик, поэтому стоит откуда-нибудь от Паши заниматься отловом проходной до выезда из Лодейки. Еще более характерна ситуация с Вышним Волочком. Здесь лучше высадиться где-нибудь на посту в Куженкино (поворот на Бологое).
Кстати, есть еще одна методика прохождения городов - смесь тех двух методов. А именно - высадиться перед городом и ловить транзитную машину. Но не то чтобы совсем транзитную, а проходящую весьма глубоко в город в нужном направлении. Данная методика применима даже в случаях весьма крупных городов, таких, как Новосибирск или Санкт-Петербург. Конечно, глупо у въезда в Питер по М10 ловить проходную на Выборг. Но подождать машину, идущую на Пискаревку, возможно, стоит.
О том, что такое ситистоп и как с ним бороться - в следующей лекции.
Контрольные вопросы:
1. Кто быстрее - Скания или Жигули при одинаковой трассовой скорости?
2. Даны две позиции:
а) Чудовский пост ГАИ;
б) Зуево - поворот на Кириши.
При движении в Санкт-Петербург какая позиция предпочтительнее?
3. При движении из Симферополя в Самару мы доехали до МКАДа. На Каширской развязке мы остановили КамАЗ, едущий в Пензу. Что делать?
4. Машина едет в Шушары. Мы едем в Петродворец. Как лучше проходить город?

следующая лекция

(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.