Лекция 6
Спецразделы.

6.1. Поездка с большим грузом.
6.2. Поездка с неподготовленным ведомым.
6.3. Дальняя поездка.
6.4. Ситистоп.
6.5. Особенности женского автостопа.
6.6. Использование иных родов автостопа.
6.1. Поездка с большим грузом.

Сначала необходимо пояснить, что же такое большой груз. Большой груз - это груз, перемещение которого вызывает трудности. Есть две категории больших грузов:
а) Тяжелый груз;
б) Объемный груз.
Тяжелый груз - это перемещать который пешим порядком крайне затруднительно, медленно и с частыми длительными остановками на отдых. Если такой груз является компактным, то собственно автостопу он не мешает и его влияние ограничивается небольшим влиянием на тактику. При перемещении тяжелого груза полезно детально проработать трассу с точки зрения позиций. Причем рассматривать позиции с точки зрения количества пешего движения от наиболее вероятного места высадки до собственно позиции.
Примеры:
Вы едете в Петрозаводск и голосуете на выездном Питерском посту ГАИ. Остановилась машина, которая едет в Кировск (Ленинградской области). Рекомендуется отказаться от такой машины - там еще 700 метров пешком чапать. Остановилась машина, которая идет в Синявино. На этой машине следует ехать. Но до Кировского поста ГАИ. Вы доехали до поста. Остановилась машина, идущая в Новую Ладогу. На этой машине следует ехать. Но следует отдавать себе отчет, что Вы будете в этом случае голосовать не за разветвлением М18 и А114, а перед ним, до моста, сразу за постом ГАИ, ибо за мост пешком не попретесь.
Рекомендуемая тактика движения - селектив по хорошим позициям, удовлетворяющим вышеприведенному требованию. Селектив по скорости - факультативно. Перед залезанием в машину подумайте - где Вы сможете разместить в ней рюкзак. Если на коленях - задумайтесь, надо ли Вам эту тяжесть так таскать.
Объемный груз - это груз, габариты которого весьма велики. Он точно не сможет поехать с Вами на переднем сидении легкового автомобиля. Мало того, большой груз оказывает на водителя психологическое влияние. Возможно, лучше сменить имидж на некий "туристический". При перемещении объемного груза полезно сменить тактику движения на тактику минимального количества позиций в сочетании с разумным селективом по скорости. Своеобразным видом объемного груза является гитара. Упаковать ее лучше так, чтобы, во-первых, защитить ее от непогоды и, во-вторых, дать понять водителям, что это гитара. Влияние, оказываемое гитарой на водителя, является положительным для автостопщика.
6.2. Поездка с неподготовленным ведомым.
Возьмем, для простоты, случай, когда ведомый (напарник) вообще первый раз выходит на трассу. Сложности в такой поездке испытывает не только ведомый, потому что:
а) ведущий за ведомого отвечает;
б) действия ведомого сказываются на эффективности голосования;
в) ведомый существенно влияет на психологический климат в двойке и на состояние ведущего.
Поэтому, перед поездкой, ведущему необходимо объяснить ведомому, что такое автостоп, а также постараться сразу же расставить акценты, кто ведущий, а кто ведомый. В случае дальней поездки можно бросить ведомому кость типа "а ты будешь главным во время ночевки (определять место для палатки и т.д., в общем командовать при разворачивании/сворачивании лагеря)".
Необходимо объяснить ведомому, что будет холодно, мерзко, дождливо и он получит солнечный удар и отморозит ноги после пятичасового зависания. Необходимо разъяснить основы техники голосования в двойке. Вообще, полезно прочитать ему краткий курс "что такое автостоп". Необходимо убедиться в психологической совместимости с ведомым на предполагаемое время поездки - иначе будет себе дороже. В случае потенциальной несовместимости - попытайтесь уговорить ведомого поискать себе другого ведущего, а сами поищите себе иного напарника или езжайте в одиночку.
Проследите за снаряжением ведомого. Не стесняйтесь дать свое подходящее. Если снаряжение ведомого в начале поездки Вас не удовлетворяет - отложите движение до приведения его снаряжения в соответствие со своими вкусами. Если знаете за собой существенные недостатки - просветите о них ведомого. Он либо убоится, либо будет подготовлен к ним. Например, я, прекрасно зная о том, что в случае зависания начинаю обвинять в нем ведомого и "строить" его методами типа "застегнись", "поправь рюкзак" и т.д., стараюсь сразу ведомых об этом предупреждать и просить их, чтобы они "строились", но относились к этому недостатку с юмором. Пока помогает.
Во всей этой предстартовой подготовке могут возникнуть любопытные коллизии. Например, если Вам необходимо отвезти этого человека (Вы с ним едете куда-то вместе и не можете разделиться). В этом случае вам надо предпринять какие-то меры на случай несовместимости. Еще более интересная коллизия возникает, когда Вам надо отвезти, например, своего начальника или иного человека, который психически сильнее Вас, да и "звания", знания и умения у него везде, кроме автостопа, выше Ваших. И этому человеку надо объяснить, что он - ведомый!!!
Помните о том, что привилегия "чайника" - хныкать на трассе. Успокойте его. Дайте ему конфетку. Если будет совсем плохо - возьмите "рест", поешьте чего-нибудь в лесочке или в близлежащем кафе. Если чувствуете, что ведомый не вполне морально готов к зависаниям, даже к получасовым - смените тактику движения. Вплоть до полного отказа от селектива по скорости. Хоть трактор - лишь бы ехал, чтобы было тепло и дождь не мочил. А вообще-то ездить с непоготовленным ведомым лучше летом, в хорошую погоду и недалеко. В этом случае Вы и этот человек (Ваш неподготовленный ведомый), скорее всего, столкнетесь не со всеми проблемами вместе, а только с их некоторой частью. И трудностей в пути у Вас будет меньше. Что хорошо.
6.3. Дальняя поездка.
Сначала необходимо определиться, что считать дальней поездкой. На мой взгляд, термин "дальняя поездка" не вполне точен. Зато красив. И в дальнейшем будет употребляться именно он. А более точен термин - долгая поездка. Дальней поездкой в общем случае будем считать поездку, которая растягивается хотя бы на трое суток по времени. При этом время пребывания на вписках, дневках и т.д. входит в "дальность" поездки. В общем случае дальняя поездка требует от автостопщика проявления всех его автостопных умений и навыков. В принципе, при расчете дальней поездки, автостопщик должен учесть и запланировать необходимые для поездки ресурсы.
Необходимые ресурсы:
- интеллектуальные;
- психические;
- финансовые;
- информационные;
- снаряжение (в том числе туристическое и еда);
- собственно автостопные умения и навыки;
- временной;
- физическая сила и выносливость.

Если какого-либо из требуемых ресурсов недостаточно, желательно принять меры для восполнения недостатка ресурса или компенсации за счет иных ресурсов. Например, если не хватает финансовых ресурсов, то можно либо взять у кого-нибудь в долг или заработать (дополнить ресурс), либо взять с собой больше еды, чтобы не тратить на нее деньги в дороге, комфортное снаряжение, чтобы не тратить деньги на гостиницы, добыть у кого-нибудь вписок с теми же целями (скомпенсировать недостаток ресурса за счет избытка других). Наиболее трудновосполнимый и трудно компенсируемый ресурс - интеллектуальный. Хотя и с его недостатком можно ездить в дальние поездки.
Легче восполняется недостаток психических ресурсов. Надо просто взять с собой хорошего напарника. Кстати, это полезно во всех отношениях - и веселее, и безопаснее, и со снарягой проще.
Одним из важных моментов в дальней поездке является организация связи с родными и близкими. Основная цель - сообщить, что Вы живы и все нормально. Практикуются следующие способы извещения:
а) Письма. Долго. Весьма информативно. Данный способ используется крайне редко и уж во всяком случае не для текущего информирования.
б) Телеграммы. Дорого. Используется для текущего информирования. Больше ни для чего, как правило, не используется.
в) Междугородний телефон. Используется аналогично телеграфу. Хотя есть подвид - звонки "по Кротову". Подробности - в "ПВП".
г) Интернет. Добывается на вписках. Если он еще и бесплатный - идеальный вариант.
д) Фидонет. Добывается аналогично интернету. Всегда бесплатен. Информация доставляется дольше, чем через интернет. Как и интернет, позволяет написать много и оперативно.
Упомянут термин вписки. Что такое вписки? Термин устоявшийся и обозначает, в первом приближении (а глубже и не надо) квартиру (комнату), в которой Вы на короткое время поселяетесь в транзитном городе с согласия людей, там живущих. Говоря проще, вписка - это место, куда Вы напросились на пару дней (или на одну ночь) в гости, как правило, к малознакомым людям. О технологии вписывания и правилах поведения на вписке подробно написано в той же "ПВП". Здесь же будет рассмотрен вариант вписывания, обойденным вниманием автора ПВП, а именно - вписка по интернету или ФИДО. Алгоритм действий следующий: прокладываете маршрут; составляете список более или менее крупных городов, через которые может проходить Ваш маршрут; составляете список городов, в которых предполагаете вписываться; после этого находите по сетям жителей этих городов, заводите с ними "электронную" дружбу и в ходе нее договариваетесь о потенциальной вписках. Набор вписок является частью информационного ресурса. С некоторыми людьми может оказаться достаточно просто договориться не о вписке, а о заезде на 10-15 минут с целью использовать ФИДО или интернет для информирования родных о своем местонахождении.
Рекомендуется информацию о себе давать более или менее регулярно, но с некоторым разбросом. Так же неплохо смотрится вариант, когда Вы в каждом информационном сообщении указываете, когда (или откуда), приблизительно, ждать следующего.
Во время поездки, как правило, не хочется ее заканчивать. Хочется заехать куда-нибудь еще. В этот момент наиболее жесткими ограничителями являются временной ресурс и запас физических сил. Неудобно ходить с вывихнутой ногой, хотя были случаи, не хочется опаздывать к окончанию отпуска. Кстати, лучше вернуться хотя бы за день до выхода на работу - отдохнуть от отдыха и вымыться.
6.4. Ситистоп.
Ситистоп - это автостоп по городу. Учение о ситистопе создано великим Хаммером.
Вообще говоря, автостоп по городу не очень сильно отличается от автостопа на трассе. Но отличается. Отличия в поведении автостопщика вызываются отличием в характеристиках зоны приложения навыков и умений.
Основными отличиями города от трассы являются:
а) сжатость масштабов по расстоянию;
б) изобилие светофоров;
в) изобилие остановок общественного транспорта;
г) наличие людей, желающих ездить за деньги и, как следствие, таксистов.
Эти особенности диктуют некоторые изменения.
а) В технике - не следует использовать "низкое" положение руки при голосовании, характерное для ловящих такси.
б) В тактике выбора позиции - не следует голосовать на остановках общественного транспорта. Рекомендуется занимать позицию за автобусной или троллейбусной остановкой, хотя иногда можно встать и перед остановкой. Но в этом случае часто ходящий общественный транспорт будет Вас регулярно "подрезать". За остановкой "подрезание" сказывается меньше. Кроме того, стоит отходить от светофоров подальше, но следить, чтобы не оказаться перед другим светофором. Голосование перед светофором обычно к успеху не приводит.
в) В тактике движения - нередко оказывается целесообразным пешее прохождение до следующего перекрестка.
г) В стратегии - как и в Европе (густонаселенная местность, изобилующая множеством параллельных дорог), может оказаться эффективным "движение по градиенту". То есть по городу очень часто можно менять маршрут на параллельный в зависимости от направления движения везущей Вас машины.
д) При общении с водителем надо учесть, что в городе по умолчанию везут за деньги. Поэтому следует сразу же оговорить с водителем бесплатность проезда.
Если Вам останавливается таксист, то Вы можете попытаться уговорить его, а можете просто поблагодарить за то, что он с Вами пообщался. Не надо ему грубить. Он не оценит. А в случае вежливого и культурного расставания, он, может быть, возьмет Вас в следующий раз. Действенным приемом при уговаривании является просьба взять "до первого клиента".
В общем - ситистоп - это реально. Дерзайте!
6.5. Особенности женского автостопа.
Речь пойдет об особенностях женской одиночной езды. Некоторые рекомендации можно извлечь из ПВП.
Естественно, что одиночная девушка на трассе выглядит весьма привлекательно и безопасно для водителя. Естественно, поэтому, что девушка, как правило, уезжает быстрее и, вообще, перемещается автостопом быстрее представителей мужского пола. Встречаются водители, предпочитающие взять парня, нежели девушку, но это скорее исключения, чем правило. Между прочим, утверждение, что женская двойка ездит быстрее смешанной (парень + девушка) весьма сомнительно.
Но! Одиночная женская езда небезопасна. И именно это и есть основная ее особенность. Именно поэтому девушке целесообразнее день подождать и поехать в смешанной двойке, чем испытывать судьбу в одиночку. Если есть возможность не ехать, то, если Вы не найдете напарника, ехать не следует. Но, предположим, что Вы девушка и у Вас нет выбора. Вам надо ехать. Что же, езжайте. Но возьмите с собой в дорогу несколько советов.
а) Не используйте средства привлечения самцов. Мини-юбка, декольтированное вечернее платье, полкило штукатурки на лице и духи Шанель номер пять почти гарантируют Вам неприятности. Аналогичными свойствами обладает также одежда сексуально агрессивной расцветки, покроя и дизайна. Лучше обойтись без косметики и использовать иные варианты одежды. Одним из лучших вариантов одежды является спортивный комбинезон или иная одежда спортивного стиля. Неплохие результаты дает также использование "туристического" стиля.
б) Целесообразно создать себе "мужской" имидж и использовать его. Мужской покрой одежды, кепка/бейсболка, некоторая самоуве- ренность, "мужиковатая" техника, короткая стрижка... Не рекомендуются распущенные волосы. Использование "мужского" имиджа может несколько замедлить Ваше продвижение по трассе, но зато убережет от возможных напастей.
в) Используйте в полный рост "женскую интуицию" и "шестое чувство". Если водитель Вам не нравиться - не стоит с ним ехать. Если Вам не нравиться пассажир - не садитесь в эту машину.
г) При голосовании Вас может подстерегать следующая "особая" опасность: местные проститутки могут посчитать Вас конкуренткой и попытаться от Вас избавиться. Не вступайте с ними в спор, объясните свою сущность (в этом Вам должен помочь нестандартный для проститутки вид) и, если Вас попросят, покиньте "их" позицию. Встреча с сутенерами не более опасна. Но следует иметь эту опасность ввиду и стараться избегать позиций в местах, славящихся проститутками. Например, лучше отходить от популярных кафешек на некоторое расстояние, особенно летом.
д) Во время разговора с водителем (да и с иными людьми, в том числе с властями), постарайтесь объяснить ему, что Вы - путешественница. На нескромные предложения отвечайте твердым отказом (если, конечно, не хотите иного). Как правило, трассовые проститутки - явление частое и дальнобойщикам "дешевле" им заплатить, чем с Вами связываться. Не стоит особо много распространяться о себе - два слова о цели путешествия, и хватит. Далее при каждой попытке завести разговор о Вас - меняйте тему. Неплохими вариантами являются разговоры о политике, о рыбалке, о футболе/хоккее/теннисе, об автомобилях, дорогах и иные "мужские" темы.
Следование этим советам поможет Вам избежать неприятностей, подстерегающих Вас в Вашем нелегком пути.
6.6. Использование иных родов автостопа.
Иные рода автостопа - 2, 3 и 4. 2-й род - автостоп на железной дороге. В этой книге не будет рассматриваться использование пассажирских поездов, так как перемещение на них, с точки зрения Гильдии, не рассматривается, как автостоп. По этой теме очень много и подробно написано в ПВП. В этой книге будет рассматриваться в основном движение в локомотиве.
6.6.1. Особенности второго рода.
Товарные поезда ходят со скоростью 40-50 км/ч.
Товарные поезда ходят между станциями перецепки, расположенными друг от друга на расстоянии 200 - 300 км. На каждой станции перецепки меняется локомотивная бригада и приходится "вписываться" в тот же локомотив заново. Единственным местом, где можно "вписаться" в локомотив, является станция перецепки либо станция формирования поездов. Следует помнить, что машинист не то чтобы не обязан Вас взять, но даже не имеет на это права и может за это пострадать.
Целесообразность.
Второй род целесообразно использовать только в следующих случаях:
а) Отсутствие параллельной автодороги или ее очевидная глухота.
Например, от Сосногорска до Лабытнанги автодороги просто нет, а от Читы до Сковородино автодорога весьма и весьма глуха (поток - не более 1000 машин в год)
б) Для отдыха и согрева с непрекращающимся движением вперед.
Следует заметить, что товарные поезда ходят круглосуточно и меньше зависят от погодных условий, чем автотранспорт. Кроме того, обычно, после двух-пятнадцатиминутного разговора с машинистом, он посылает Вас во вторую кабину спать. Что Вы и делаете. Во время ожидания поезда Вы можете покушать в деповской столовой, что тоже приятно. А утром, после проделанных за ночь 300 - 500 км, Вы с новыми силами возвращаетесь на трассу.
Технология.
В локомотивы можно вписываться только на станциях перецепки. Следовательно, Вам надо сначала выйти на эту самую станцию. Кроме того, немаловажно знать, чего же Вы хотите, какая следующая станция Вам нужна. Хотя бы направление. Итак, Вы оказались на станции. Там Вы увидели много путей, несколько составов, снуют какие-то люди. Вам, естественно, хочется узнать, какой поезд Ваш.
Для этого Вы ищете диспетчерскую путем опроса снующих людей. Желательно выбирать среди них железнодорожников, опознавая их, как носителей оранжевых курток. Придя в диспетчерскую, Вам надо подружиться с диспетчером и выяснить у него, какой поезд Вам нужен и когда он отправляется. После выяснения этих моментов, необходимо найти нужный состав, если он уже есть, или хотя бы нужный путь, чтобы потом не терять на это время. Если до отправления состава много времени, развлекайтесь как-нибудь, можете прямо с диспетчерами. В нужный момент, минут за десять до отправления, подойдите к локомотиву. Машинист обычно сидит справа, помощник машиниста слева. При разговоре обращайтесь непосредственно к машинисту. Объясните вашу автостопную сущность и достигните успеха. При большом желании можно попросить диспетчера оформить Вас в приказе и тогда Вам будет проще договориться с машинистом. Если Вы с машинистом не договорились, то попытайтесь договориться с охранником этого поезда, либо можете попробовать проникнуть в поезд нелегально. Обычно, последним вагоном едет "теплушка", в которой должен сидеть охранник, но, опять же обычно, он там не сидит и туда можете сесть Вы.
Обычно, машинистам запрещено останавливать поезд не на станции, следовательно, если Вы хотите сойти с поезда, например, на каком-либо переезде либо виадуке и продолжить движение первым родом, то Вам следует попросить машиниста просто снизить скорость и прыгать на скорости 5-7 км/ч. Как пишет Суворов в "Аквариуме", при прыжке надо стоять лицом вперед по ходу движения поезда и отталкиваться в сторону и назад. При этом желательно стараться удержаться на ногах. Рюкзаки полезно сбросить предварительно, так как с рюкзаком труднее удержать равновесие.
Правила техники безопасности.
а) Хождение по путям должно осуществляться с максимальной осторожностью.
б) Хождение по путям официально запрещено, и за этим может следить милиция. Не отбивайтесь от них, можете первыми к ним подойти и спросить насчет диспетчерской. В любом случае заранее подготовьтесь к встрече с властями.
в) Как правило, Вы будет ехать во второй кабине локомотива. Если это будет тепловоз, то там будет грязно. Если это будет электровоз - то там будет высокое напряжение - от 3 до 25 кВ. В электровозе найдите выключатель освещения и больше ничем не пользуйтесь. С опаской пользуйтесь электропечкой.
Не пытайтесь проникать из второй кабины в первую, кроме экстренных случаев: снаружи - неприятно, а внутри - темно и опасно. В тепловозе с обоих сторон от не огороженного внутреннего прохода с бешеной скоростью вращаются разные шестеренки, а в электровозе ничего не вращается, там просто оголенные провода.
Кроме вышеописанного, есть еще возможность проникновения в разного рода дрезины, мотриссы и т.д., но это описываться не будет.
6.6.2. Третий род.
Третий род (гидростоп) - перемещение на водных попутных средствах.
Особенности гидростопа - тихоходность и привязанность к портам.
Целесообразность использования третьего рода.
Гидростоп целесообразен крайне редко. Только в тех случаях, когда параллельная дорога явно глуха либо отсутствует. Примеры:
Красноводск - Астрахань, Лабытнанги - Салехард и т.д.
Технология.
В общем-то гидростоп делиться на две части:
а) Гидростоп на сверхмалые расстояния (переплыть речку) и
б) Гидростоп на большие расстояния (переплыть океан)
Для первого типа характерно использование рыбачьих и прогулочных лодок и технология его ввиду своей примитивности описываться не будет.
Для использования гидростопа на большие расстояния необходимо проникнуть в порт, узнать у диспетчера, как там с кораблями, в портовых ресторанах подружиться с капитанами и уплыть туда, куда Вам надо. Можно применить и иной прием - подойти к кораблю, объяснить вахтенному свою сущность и попробовать поговорить с капитаном/боцманом/коком и т.д. На корабле есть один большой начальник и много маленьких. Попытки вписывания лучше начинать с маленьких начальников - с кока, с боцмана, с ди-джея и т.д. С капитаном корабля лучше всего договариваться в последнюю очередь.
На корабле можно есть самим, а можно заплатить/отработать кормежку. Естественно, что отрабатывать Вы будете "мальчиком" - помощь коку, что-то принести и т.д.
Знайте, что, как правило, покинуть корабль Вы сможете только в порту. Хотя, если удастся договориться с капитаном, он может отправить Вас на берег в шлюпке.
6.6.3. Четвертый род (авиастоп).
Использование четвертого рода целесообразно в случаях перемещения на большие расстояния.
Пока что задача построения более или менее подробной технологии использования авиастопа не решена, поэтому будет дана в самом общем виде.
Вписаться в попутку четвертого рода можно только в аэропорту. Следует отметить, что большинство аэропортов охраняются и попадание в лапы охраны на закрытой (внутренней) части территории аэропорта может повлечь за собой массу неприятностей. Посему лучше договориться либо через связку диспетчер-пилот, либо через начальника аэропорта.
Вообще, использование аэростопа позволит Вам перемещаться наиболее быстро на дальние и сверхдальние расстояния. На небольшие расстояния аэростоп заметно менее эффективен, потому что слишком велики накладные расходы (аэропорты, как правило, находятся на приличном удалении от города и на заметном расстоянии от трассы).
6.6.4. В завершении - общий алгоритм использования иных родов:
1. Попадание в порт (вокзал, аэропорт).
2. Попадание во внутреннюю часть порта, нередко охраняемую.
3. Выяснение, где находится диспетчерская. Лучше всего использовать местное население, не являющееся начальством (служащие аэропорта, железнодорожники и т.д.).
4. Выяснение в диспетчерской ближайшего отправляемого состава.
5. Нахождение этого состава. Применяются те же методы, что и для п.3.
6. Собственно, "вписывание". При этом надо говорить напрямую с "вписывающим персоналом" (с машинистом, со стюардессой, с коком), начиная с "вписывающего" помельче и не обращая внимания на "не вписывающий персонал" (помощник машиниста, второй пилот). Разговор с капитаном отложите напоследок.
7. Ведите себя корректно и все будет хорошо.
Контрольные вопросы:
1. Чем труден большой груз?
2. Чем опасен неподготовленный ведомый?
3. Что есть вещь, в дальней поездке незаменимая?
4. Зачем информировать кого-либо о своем перемещении?
5. Почему перевезти пять реек длиной 40 см проще, чем одну рейку длиной 2 метра?
6. Чем отличаются в перевозке одна рейка длиной 2 метра и один "чайник" той же длины? (минимум 5 отличий)
7. Чем опасно хождение по железнодорожным путям?
8. Чем опасно хождение по аэродрому?

следующая лекция

(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.