Лекция 7
Спортивный автостоп. Перемещение больших групп.

Спортивный автостоп.
Перемещение больших групп.

7.1 Перемещение больших групп автостопщиков.
7.1.1 Эффекты, возникающие при перемещении больших групп автостопщиков.
При перемещении больших групп автостопщиков возникает эффект "фильтра". А именно: увидев одного автостопщика, водитель может проехать мимо, увидев еще одного - сильно заинтересоваться и дальше все больше и больше заинтересовываться по мере наблюдения автостопщиков. В конце концов любопытство пересиливает и водитель останавливается и подвозит. Кроме чувства любопытства возникают чувства "неудобства" и "раскаяния", что не взял таких хороших людей. Чтобы эти чувства сыграли, нужно дать водителю время "заинтриговаться" или "раскаяться". Поэтому лучше играет "длинный" фильтр, то есть когда между временем проезда мимо первого автостопщика и моментом начала голосования второго прошло бы изрядное время.
Данный эффект усиливается похожестью снаряжения автостопщиков и схожестью техники. Поэтому при командном движении весьма полезна командная униформа. Или хотя бы похожие переднички.
Пример: как-то раз между Ярославлем и Костромой остановилась и повезла машина, которая видела таких же автостопщиков: на МКАДе, в начале Сергиево-Посадской объездной, и в Ростове.
Кроме фильтра, может возникнуть эффект "давки". А именно: увидев одного автостопщика, а за ним в зоне видимости - второго, потом - третьего и т.д. водитель просто пугается останавливаться. Этого эффекта надо избегать, дистанцируясь, по возможности, от иных автостопщиков. Эффект давки действует сильнее, когда автостопщики перемещаются двойками.
При перемещении по трассе иногда возникает эффект "самофильтрации", когда останавливаешь "машину времени" - быструю легковушку, идущую заметно быстрее потока и те машины, которым ты уже голосовал, снова тебя видят и им уже любопытно. Эффект по силе равен "фильтру".
7.1.2 Действия при встрече на позиции.
Предположим, что Вас высадили на позиции и Вы там обнаруживаете незнакомого автостопщика. В этом случае желательно проявить к нему интерес. Возможно, у Вас получится договориться о "делении машин". Например, если Вы едете в Москву, а Ваш новый приятель - в Тосно, а стоите Вы у поста ГАИ перед Тосно, то будет логично, если Вы ему будете отдадите тосненскую машину, а он Вам - московскую или новгородскую. Если Вам кажется, что Вы намного квалифицированнее, то помогите ему остановить машину, удовлетворяющую его небольшим запросам, голосуя "в двойке".
Вообще, после разговора с этим автостопщиком, лучше уступить ему позицию, то есть отойти за него более, чем на максимальный тормозной путь в данных условиях (как правило, метров на 50 - 150). Если Вы отойдете недостаточно далеко, то, во-первых, могут возникнуть конфликты из-за остановившейся машины, а во-вторых, некоторые водители, увидев сразу "много" автостопщиков, могут подумать, что вы едете вместе либо испугаться такой "большой" толпы и не остановиться ("давка"). Желательно даже отойти еще подальше: удлиняется "фильтр". В случае соревнований, если местность позволяет, полезно уйти вниз из зоны видимости - теперь соперник не знает, ушли Вы из-под него, или нет, а отсутствие информации деморализует.
Естественно, что Вы хотите уехать из-под встреченного Вами автостопщика. За счет чего это можно сделать? Как правило, если Вы будете делать тоже самое, что и впереди стоящий товарищ, то Вы из-под него не уйдете. Фильтр на малых расстояниях работает плохо. Поэтому надо делать что-то не так. Проще всего, если у вас разный имидж (Вы - спортивный автостопщик, перед Вами - хиппи, или перед Вами спортивный автостопщик, а у Вас туристский имидж). Если же имидж у Вас одинаков, то тогда Вы можете уйти за счет иной техники. Голосуйте не так, как Ваш впередистоящий и у Вас есть шанс из-под него уйти. Как "иначе" голосовать? Ну, во-первых, в темное время суток либо в сумерки, если Ваш соперник не использует налобный фонарь, то Вам следует его использовать (и наоборот); во-вторых, в туман или, наоборот, ясным солнечным днем можно использовать катафот; в-третьих, если "сотрассников" двое и они голосуют в двойке, то Вам, если вас тоже двое, следует голосовать раздельно (и наоборот); в-четвертых, можно просто использовать иное положение руки или иной жест для голосования. Кроме того, Вы можете выиграть, правильнее выбрав и оценив позицию.
Пример: при движении из Петербурга в Москву машина Вас довезла до Едрово. Пройдя до поста ГАИ, Вы обнаружили там людей, голосующих в том же направлении. Вы знакомитесь с ними, прощаетесь и уходите к едровскому переезду (между переездом и постом ГАИ - метров 800). А потом из-под них уходите за счет лучшей позиции (не каждый остановится у поста ГАИ). Иногда можно просто уйти пешком. Особенно при ситистопе либо в случае обилия локала. Также можно использовать иную тактику движения.
Пример: едем в Москву из Санкт-Петербурга. Позиция - пост ГАИ в Бабино. Ваш "соперник" селектирует быстрые дальние машины. Ну и пусть селектирует. Остановите КамАЗ. Доедьте до Чудовского ГАИ и работайте на фильтре. Кроме этого Вы получаете карельско-мурманский поток и отсекаете машины, идущие в Кириши.
7.1.3 Действия при наличии информации о нахождении на трассе большого количества автостопщиков.
Если на трассе автостопщиков явно избыточное количество ("трасса перегружена"), то следует существенно ужесточить тактику движения в сторону дальности машин, по возможности, перемещаться только по хорошим позициям и снизить насколько возможно планку по скорости. В случае перегруза трассы существенно возрастает роль ключевых позиций.
Например, если Вы стоите третьим на выезде из Астрахани в сторону Волгограда и Вам остановилась машина, но перед этим мимо Вас проехали 5-6 бойцов, то не стоит ехать ближе Цаган-Амана, потому что велика вероятность, что где-нибудь в Енотаевке Вы будете пятым. Но, вообще-то, стоит попробовать оценить дальность перемещения Ваших "сотрассников" путем их опроса. Возможно, что им и надо в Енотаевку.
7.1.4 Командное перемещение.
Предположим, что Вы поехали в дальнюю поездку. Но не в одиночку и даже не вдвоем, а набралось вас человек эдак шестеро. В этом случае возникает проблема - неделимой шестеркой перемещаться довольно трудно (заметим, что оптимально в дальней поездке перемещаться в двойке, потому что в одиночку - более опасно, а в тройке - намного труднее). Следовательно, приходится разбиваться на три двойки. Но, если поездка достаточно дальняя, то необходимо как то обмениваться информацией, во избежание излишних волнений. Описанные выше способы для этой цели не подходят. Наиболее целесообразно - назначить несколько информационных пунктов и несколько точек встречи.
Информационный пункт - некая заранее, перед поездкой, назначенная табличка на трассе, идентифицируемая однозначно. Каждая проезжающая двойка наклеивает на "ногу" таблички "марку", представляющую собой кусок лейкопластыря, бумаги или чего-нибудь другого. На марке пишется информация - кто оставил ("Вася и Лена"), когда оставил ("15 августа в 18 часов 37 минут") и всякая лирика ("проходная до Урюпинска" или "Саша! Догонишь - верну плейер"). Формат марки желательно заранее оговорить. В качестве информационной таблички целесообразно использовать различные дорожные знаки. Наиболее эффективны в этом отношении знаки въезда в населенные пункты или указатели перед развилками типа "Витебск - прямо, Омск - налево". Следует помнить, что перед развилкой обычно располагается не только собственно "поворотный" указатель, но и может находиться несколько предварительных указателей. В отличие от "поворотного", на предварительном указателе, помимо "Витебск - прямо, Омск - налево", указывается расстояние до развилки.
Точки встречи обычно назначаются рядом с некоторыми из информационных пунктов. В этом случае, приехавший первым пишет что-то типа "иди по тропе налево и найдешь" или "я остановился по адресу - ул. Васи Пупкина, дом 1, комната 48". Встречи необходимы для того, чтобы не было особого разброса между участниками путешествия, для облегчения каких-то возможных спасательных работ и для возможного обмена напарниками при движении в двойках (для поддержания хорошего психологического климата).
Целесообразно устраивать информационные пункты через каждые 300 - 500 км трассы и встречи через каждые 1000 - 1500 км. В качестве точек встречи можно использовать вокзалы и главпочтамт, но лучше не заморачиваться их поиском, особенно, если город велик или находится на удалении от трассы.
7.2 Соревнования по автостопу.
По автостопу проводятся соревнования.
Правила соревнований по автостопу различаются в различных клубах незначительно, поэтому, в принципе, можно получить общее представление о правилах, по которым проводятся соревнования, по "Правилам соревнований петербургской Гильдии автостопа". Некую полезную информацию о классификации соревнований и возможности принятия участия в соревнованиях петербургской Гильдии автостопа дает "Положение об организации проектов и соревнований петербургской Гильдии автостопа". Кстати, нетрудно убедиться, что описанные в пункте 7.1.4 информационные пункты/марки и контрольные пункты/марки на соревнованиях - суть одно и то же.
7.2.1 Рестовые хитрости. Все участники соревнований находятся в равных условиях - практически одновременный старт, одинаковые КП (за исключением командных гонок, но если принять за участника соревнований не "человека", а "команду", что, кстати, правильнее, то и для командных гонок КП одинаковы), одинаковый рест. Для чего введен рест? Рест введен для нивелирования уровня предстартовой усталости гонщиков, во избежание безостановочного движения на протяжении нескольких суток, чреватого нарушениями правил безопасности и... в качестве тактического и стратегического оружия.
Примеры применения:
а) Приехав на позицию, Вы обнаружили там соперника. Вы обладаете информацией, что больше соперников в течение двух-трех часов на эту позицию не приедет. Если у Вас есть возможность (хватает делимостей) - берите рест. Все равно шанс уехать из-под соперника невелик.
б) Вы едете в дальней машине. Водитель останавливается, говорит, что будет спать 2-3 часа. Причем, кроме этого, он предлагает Вам спать вместе с ним. Если делимостей хватает, берите рест. Поспите в свое удовольствие за рестовое время.
в) МКАД. 4 часа ночи. Надо осуществлять движение по МКАДу. Берите рест. Ночью с лепестков поток мал, а выцарапывать редкие машины с четвертой-пятой полосы - малоэффективно. А начиная часов с шести поток с лепестков становится заметен. больше часа чистого выигрыша на круг МКАДа Вам обеспечен.
7.2.2 Тактические хитрости.
Если Вы, приехав на позицию, обнаруживаете там двух - трех соперников, то в некоторых случаях можно... развернуться и поехать обратно... Но недалеко, на три-пять километров. Таким образом Вы захватываете приоритет на позиции. После этого, на занятой позиции следует жестко селектировать по расстоянию.
Особые требования во время соревнований предъявляются к тактике движения. Если Вы стоите вторыми, то можно пытаться удлинять фильтр на локале, нередко пренебрегая качеством позиции. Если Вы стоите первыми, то локальные перемещения, даже на более качественную позицию, являются ошибкой.
Примеры:
а) При движении Новгород - Шимск - Николаево - Санкт-Петербург может иметь смысл в Николаево уехать в сторону Пскова.
б) При движении из Санкт-Петербурга в Москву, если Вы стоите в Зуево (поворот на Кириши) вторыми, то следует ехать до поворота на Чудово, но если Вы стоите первыми - то уезжать до чудовского поворота будет ошибкой.
7.2.3 Как не взять соперника.
Ну, во-первых, не всегда стоит не брать соперника. Если Вы уверены в своей победе (едете на финиш с полностью использованным рестом) или у Вас не совсем "хорошая" машина (Запорожец от Новой Ладоги до выезда из Лодейного Поля), то можно и подобрать соперника - Вы, хотя бы, не рискуете приоритетом, но, обычно, подбирать соперников не стоит.
Собственно, прямая просьба к водителю не брать соперника, как правило, запрещена. Поэтому надо сие как-то обойти. Не надо думать, что все очень сложно. Водитель, проникшись сущностью гонок, обычно все сам понимает и искренне радуется, когда обгоняет кого-то из Ваших соперников. Но все же, на вопрос водителя "Берем?", кроме ответа "Ну, как хотите" (показывая тоном и видом, что станешь в этом случае его злейшим врагом) можно подготовить что-нибудь еще. Например, так сложить Ваши рюкзаки (если соревнования парные), чтобы занять, по возможности, все заднее сиденье легковушки. Или подбирать иных автостопщиков, не участвующих в соревнованиях, пока автомобиль не будет ими заполнен до отказа. Все зависит от Вашей смекалки и сноровки, а также от того контакта, который Вы установили с водителем.
7.2.4 Хитрости на командных соревнованиях.
В командных соревнованиях участвуют команды, состоящие из ведущих и ведомых, причем ведущих больше, чем ведомых, то есть можно сказать, что в команде есть двойки и одиночки. Кроме того, члены одной команды могут меняться позициями по своему усмотрению. Итак, рассмотрим варианты.
а) На позиции двойка и одиночка из одной команды, соперников нет. В этом случае двойка встает вперед, одиночка назад, вне зависимости от того, кто из них приехал раньше. В такой ситуации машины, которые могут взять только одного автостопщика, проходят дополнительную фильтрацию.
б) На позиции двойка Вашей команды, за ней стоит одиночка соперников. Вы - одиночка. В этом случае Вам целесообразно поменяться с двойкой Вашей команды местами. Тогда Ваш соперник потеряет преимущество одиночки над двойкой.
в) На позиции двойка Вашей команды, за ней стоит двойка соперников. Вы - одиночка. В этом случае Вам следует уйти под всех. Тогда Ваша двойка имеет приоритет над двойкой соперников, а у Вас - преимущество одиночки. А дополнительный фильтр - не так плохо. Во всех этих случаях, естественно, желательно так построить разговор с водителем остановившейся машины, чтобы водитель взял Ваших сокомандников, но не взял соперников. Но эта задача рассматривалась выше.
Контрольные вопросы:
1. Чем плохо, когда на трассе много автостопщиков?
2. Чем хорошо командное перемещение?
3. Зачем устраиваются соревнования?


(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.