пишите письма
шахматы семья автостоп Гильдия поездки гостевая книга

Автостопная наука. Краткое обозрение.


1. Общие положения.

1.1 Автостоп - это способ передвижения. Автостоп - это бесплатное перемещение на попутном транспорте. Разные школы автостопа расходятся во мнении, необходимо ли уточнять данное определение. Некоторые, в их числе и я, считают, что автостоп - это бесплатное перемещение на попутном транспорте, который является нерейсовым непассажирским. Некоторые, наоборот, считают, что в автостоп входят и полубесплатные методы (например, метод одной остановки).

1.2 Автостоп - перемещение на попутном транспорте с согласия либо владельца транспортного средства, либо отвечающего за данное транспортное средство. Некоторые, в число которых я не вхожу, считают автостопом также и поездки без предварительного согласования проезда (поездки "зайцем").

1.3 Вольное путешествие - путешествие с минимальными денежными затратами. При этом широко используются кроме автостопа, еще и поездки "зайцем", ночевка на вписках, питание по помойкам, выпрошенным на базарах и рынках и на вписках. Некоторые, в число которых я не вхожу, иногда называют "вольные путешествия" "поездкой автостопом".

1.4 Поездка автостопом - поездка, в ходе которой в качестве способа перемещения преимущественно используется автостоп. Питание, ночевки могут организовываться как методами "вольных путешествий", так и цивильными или туристическими методами (гостиницы, палатки, столовые, на примусе/костре).


2. Автостопная наука.

2.1 Теория автостопа.
Главные положения можно сформулировать после кругосветной экспедиции ПЛАС, экспедиций АВП в Магадан и Нарьян-Мар и экспедиции команды "УЛЬТРА автостоп" в Каракумы. Часть из этих положений сформулировал Антон Кротов в своей книге про магаданскую экспедицию.
2.1.1 Если люди где-то живут, то туда можно попасть автостопом.
2.1.2 Нет плохих дорог - есть мало времени.
2.1.3 Нет плохой погоды - есть плохое снаряжение.

2.2 Технология автостопа. Разработана питерскими автостопщиками, касается способов и методов повышения мобильности автостопщика и ускорения перемещения автостопщика по трассе.
Разработана для России, эффективна также и для некоторых других стран.
Для некоторых европейских стран эффективнее технология, разработанная Борисом Майзелем.

2.3 Информационная поддержка автостопных поездок и вольных путешествий. В ходе поездки путешественник перемещается по различным экономическим, политическим и этническим регионам. "В каждой избушке свои погремушки". Автостопщику желательно быть готовым к встрече с иными обычаями - иначе ты рискуешь быть закиданным камнями в какой-нибудь церкви где-нибудь в Африке или вызвать улыбку окружающих, пытаясь оплатить билет в бесплатном автобусе. Сбором информации про все это занимается АВП, в том числе и в ходе своих экспедиций. Результатом явилась "Вольная энциклопедия", в которой нередко для некоторых регионов проставлены даже цены на булочки в привокзальных кафешках.
Кроме того, существенную информацию о регионах, в том числе и иных государствах, можно найти и в интернете, на сайтах турагенств или на сайтах этих самых регионов.

2.4 Перспективы развития автостопной мысли.
2.4.1 Развитие технологии автостопа по России практически закончилось.
Развития технологии перемещения гидростопом и авиастопом, вероятно, в ближайшее время ожидать не приходится ввиду медленности гидростопа и большого количества трудностей с авиастопом.
2.4.2 Возможно развитие технологии автостопа в иных странах. Однако, развитие не будет быстрым, потому что за рубеж выезжает не так уж и много автостопщиков. Технология автостопа в Европе будет развиваться медленно.
2.4.3 Будут очередные издания "Вольной энциклопедии", которая будет пытаться догнать реальность. Будут, возможно, описаны еще несколько регионов и трасс, либо улучшится (уточнится) описание уже существующих.
2.4.4 Автостопщики, может быть, впервые в истории автостопной науки достигнут еще сколько-нибудь населенных пунктов на территории России. Ни с точки зрения науки, ни с точки зрения технологии это значения не имеет.
2.4.5 Наиболее перспективно выглядит развитие технологии международного гидростопа и авиастопа. Развитие этих методов, несомненно, будет иметь важное значение для автостопной науки.
2.4.6 Выводы: в ближайшее время серьезных открытий в автостопной науке и серьезных технологических разработок ждать не стоит. Единственное, за чем следует пристально следить, это международный гидростоп. Однако маловероятно, что в ближайшие два-три года получится что-нибудь серьезное.


3 Общение автостопщиков.

3.1 Клубы

В России есть автостопные клубы. Я предполагаю, что больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. А было еще больше.
Основные клубы - питерская Лига автостопа, питерская Гильдия автостопа, московская Академия вольных путешествий, московская Школа автостопа и питерская команда "УЛЬТРА автостоп".
"Ультра" приостановила свою деятельность, но ее необходимо упомянуть, ибо она явилась образцом для подражания некоторого количества команд, о деятельности которых, впрочем, на сегодняшний день уже мало что известно.
Остальные упомянутые питерские клубы занимаются эффективным автостопом, организуют соревнования, быстро и грамотно обучают новичков. Во главу угла поставлены скорость и безопасность. Питерцы занимаются исключительно автостопными поездками и не путают поездки автостопом и вольные путешествия.
Московские клубы, наоборот, предпочитают вольные путешествия, причем АВП предпочитает поездки по территории России и восточных стран, ША - по странам Западной цивилизации. Ранее было еще изрядное количество клубов, в той или иной степени копировавших идеологию упомянутых. Дополнительным стимулом к их созданию явилось появление российской ассоциации клубов автостопа и после развала ассоциации многие из них потеряли вкус к жизни.

3.2 Виртуальные площадки.

Первая и самая главная виртуальная площадка - фидошная эхоконференция ru.autostop. В связи с ее популярностью появились локальные эхи, типа ua.autostop и ural.autostop. В связи с межличностными проблемами автостопщиков появились дополнительно pvt.autostop и ru.autostop.filtred.
В последнее время, в связи с развитием интернета, появилось великое множество виртуальных интернет-площадок.
В этих клубах автостопщики общаются между собой, обсуждают разнообразные проблемы автостопного и вольнопутешественнического бытия не выходя из дома. Кроме того, с помощью этих клубов можно познакомиться с различными автостопщиками из других городов, что не только интересно, но и полезно.

3.3 Эльбы.

Эльбы проходят 3 раза в год - зимой, для экстремалов, весной, перед летним сезоном и осенью, по окончании летнего сезона. На Эльбах народ из разных городов, с разной автостопной идеологией общается между собой, на других смотрит и себя показывает. Для многих Эльба - возможность вспомнить автостопную молодость. На Эльбы приезжали на своих машинах, с маленькими детьми, с животными...
Опять-таки, в связи с популярностью Эльбы, появились региональные версии - Поволжская, Украинская, Белорусская, Сибирская, Уральская...

4. Автостопная литература.
Единственной бумажной автостопной книгой, в которой описана автостопная наука, является "Практика вольных путешествий" А.Кротова (ПВП).
Есть немного науки в книгах А.Нетужилова "Автостопом на Алтай" и в книгах В.Шанина "Школа автостопа" и "Уроки автостопа".
В "Вольной энциклопедии" собрано значительное количество полезной для автостопщика информации. Книга "Все электрички России" предназначена для "зайцев".
Все остальные бумажные книги являются в той или иной мере "путевыми заметками" и никакой науки в себе не несут.
В интернете из научной литературы лежат только мой труд (см. здесь) и труд Майзеля (см. здесь.
В электронных сетях, кроме того, можно найти много интересного, например, советую заглянуть на FAQserver Ильи Семенова или посмотреть "FAQ. Ресурсы INTERNET для Вольного путешественника" у Артема Шадрина.


(C) Михаил Гуменик, 2003 г., дополнения - 2005 г.