пишите письма
Автостопная наука. Краткое обозрение.
1. Общие положения.
1.1 Автостоп - это способ передвижения. Автостоп - это бесплатное перемещение
на попутном транспорте. Разные школы автостопа расходятся во мнении, необходимо
ли уточнять данное определение. Некоторые, в их числе и я, считают, что автостоп -
это бесплатное перемещение на попутном транспорте, который является нерейсовым
непассажирским. Некоторые, наоборот, считают, что в автостоп входят и
полубесплатные методы (например, метод одной остановки).
1.2 Автостоп - перемещение на попутном транспорте с согласия либо владельца
транспортного средства, либо отвечающего за данное транспортное средство. Некоторые,
в число которых я не вхожу, считают автостопом также и поездки без предварительного
согласования проезда (поездки "зайцем").
1.3 Вольное путешествие - путешествие с минимальными денежными затратами.
При этом широко используются кроме автостопа, еще и поездки "зайцем", ночевка
на вписках, питание по помойкам, выпрошенным на базарах и рынках и на вписках.
Некоторые, в число которых я не вхожу, иногда называют "вольные путешествия"
"поездкой автостопом".
1.4 Поездка автостопом - поездка, в ходе которой в качестве способа перемещения
преимущественно используется автостоп. Питание, ночевки могут организовываться
как методами "вольных путешествий", так и цивильными или туристическими
методами (гостиницы, палатки, столовые, на примусе/костре).
2. Автостопная наука.
2.1 Теория автостопа.
Главные положения можно сформулировать после кругосветной экспедиции ПЛАС,
экспедиций АВП в Магадан и Нарьян-Мар и экспедиции команды "УЛЬТРА автостоп"
в Каракумы. Часть из этих положений сформулировал Антон Кротов в своей
книге про магаданскую экспедицию.
2.1.1 Если люди где-то живут, то туда можно попасть автостопом.
2.1.2 Нет плохих дорог - есть мало времени.
2.1.3 Нет плохой погоды - есть плохое снаряжение.
2.2 Технология автостопа. Разработана питерскими автостопщиками, касается способов
и методов повышения мобильности автостопщика и ускорения перемещения
автостопщика по трассе.
Разработана для России, эффективна также и для некоторых других стран.
Для некоторых европейских стран эффективнее
технология, разработанная Борисом Майзелем.
2.3 Информационная поддержка автостопных поездок и вольных путешествий.
В ходе поездки путешественник перемещается по различным экономическим,
политическим и этническим регионам. "В каждой избушке свои погремушки".
Автостопщику желательно быть готовым к встрече с иными обычаями - иначе
ты рискуешь быть закиданным камнями в какой-нибудь церкви где-нибудь в
Африке или вызвать улыбку окружающих, пытаясь оплатить билет в бесплатном
автобусе. Сбором информации про все это занимается АВП, в том числе и в ходе
своих экспедиций. Результатом явилась "Вольная энциклопедия", в которой нередко
для некоторых регионов проставлены даже цены на булочки в привокзальных
кафешках.
Кроме того, существенную информацию о регионах, в том числе и иных
государствах, можно найти и в интернете, на сайтах турагенств или на сайтах этих
самых регионов.
2.4 Перспективы развития автостопной мысли.
2.4.1 Развитие технологии автостопа по России практически закончилось.
Развития технологии перемещения гидростопом и авиастопом, вероятно, в ближайшее время
ожидать не приходится ввиду медленности гидростопа и большого количества трудностей с
авиастопом.
2.4.2 Возможно развитие технологии автостопа в иных странах. Однако, развитие не будет
быстрым, потому что за рубеж выезжает не так уж и много автостопщиков. Технология автостопа
в Европе будет развиваться медленно.
2.4.3 Будут очередные издания "Вольной энциклопедии", которая будет пытаться догнать
реальность. Будут, возможно, описаны еще несколько регионов и трасс, либо улучшится (уточнится)
описание уже существующих.
2.4.4 Автостопщики, может быть, впервые в истории автостопной науки достигнут еще сколько-нибудь
населенных пунктов на территории России. Ни с точки зрения науки, ни с точки зрения технологии
это значения не имеет.
2.4.5 Наиболее перспективно выглядит развитие технологии международного гидростопа и авиастопа.
Развитие этих методов, несомненно, будет иметь важное значение для автостопной науки.
2.4.6 Выводы: в ближайшее время серьезных открытий в автостопной науке и серьезных технологических
разработок ждать не стоит. Единственное, за чем следует пристально следить, это международный
гидростоп. Однако маловероятно, что в ближайшие два-три года получится что-нибудь серьезное.
3 Общение автостопщиков.
3.1 Клубы
В России есть автостопные клубы. Я предполагаю, что больше, чем во всех остальных странах
мира, вместе взятых. А было еще больше.
Основные клубы - питерская Лига автостопа, питерская Гильдия автостопа, московская Академия
вольных путешествий, московская Школа автостопа и питерская команда "УЛЬТРА автостоп".
"Ультра" приостановила свою деятельность, но ее необходимо упомянуть, ибо она явилась
образцом для подражания некоторого количества команд, о деятельности которых, впрочем, на
сегодняшний день уже мало что известно.
Остальные упомянутые питерские клубы занимаются эффективным автостопом, организуют
соревнования, быстро и грамотно обучают новичков. Во главу угла поставлены скорость и
безопасность. Питерцы занимаются исключительно автостопными поездками и не путают
поездки автостопом и вольные путешествия.
Московские клубы, наоборот, предпочитают вольные путешествия, причем АВП предпочитает
поездки по территории России и восточных стран, ША - по странам Западной цивилизации.
Ранее было еще изрядное количество клубов, в той или иной степени копировавших идеологию
упомянутых. Дополнительным стимулом к их созданию явилось появление российской
ассоциации клубов автостопа и после развала ассоциации многие из них потеряли вкус к жизни.
3.2 Виртуальные площадки.
Первая и самая главная виртуальная площадка - фидошная эхоконференция ru.autostop.
В связи с ее популярностью появились локальные эхи, типа ua.autostop и ural.autostop.
В связи с межличностными проблемами автостопщиков появились дополнительно pvt.autostop и
ru.autostop.filtred.
В последнее время, в связи с развитием интернета, появилось великое множество виртуальных интернет-площадок.
В этих клубах автостопщики общаются между собой, обсуждают разнообразные проблемы
автостопного и вольнопутешественнического бытия не выходя из дома. Кроме того, с помощью
этих клубов можно познакомиться с различными автостопщиками из других городов, что не
только интересно, но и полезно.
3.3 Эльбы.
Эльбы проходят 3 раза в год - зимой, для экстремалов, весной, перед летним сезоном и осенью,
по окончании летнего сезона. На Эльбах народ из разных городов, с разной автостопной
идеологией общается между собой, на других смотрит и себя показывает. Для многих Эльба -
возможность вспомнить автостопную молодость. На Эльбы приезжали на своих машинах,
с маленькими детьми, с животными...
Опять-таки, в связи с популярностью Эльбы, появились региональные версии - Поволжская,
Украинская, Белорусская, Сибирская, Уральская...
4. Автостопная литература.
Единственной бумажной автостопной книгой, в которой описана автостопная наука,
является "Практика вольных путешествий" А.Кротова (ПВП).
Есть немного науки в книгах А.Нетужилова "Автостопом на Алтай" и в книгах В.Шанина "Школа
автостопа" и "Уроки автостопа".
В "Вольной энциклопедии" собрано значительное количество полезной для автостопщика
информации. Книга "Все электрички России" предназначена для "зайцев".
Все остальные бумажные книги являются в той или иной мере "путевыми заметками" и никакой
науки в себе не несут.
В интернете из научной литературы лежат только мой труд (см. здесь) и труд Майзеля (см. здесь.
В электронных сетях, кроме того, можно найти много интересного, например, советую заглянуть
на FAQserver Ильи Семенова или посмотреть "FAQ. Ресурсы
INTERNET для Вольного путешественника" у Артема Шадрина.
(C) Михаил Гуменик, 2003 г., дополнения - 2005 г.