Лекция 4
Стратегия. География. Машиноведение.
4.1. География для автостопа.
Как известно, автостопщики передвигаются
на автомобилях, а автомобили ездят по
дорогам. Для ориентации в дорожной сети
автомобилисты используют атласы автодорог.
Автостопщикам эти атласы также весьма
полезны. Кроме дорожной сети в атласах
обозначены населенные пункты, в том числе
крупные. Особенно крупные удостоены,
обычно, схемы транзитного проезда.
При пользовании атласом полезно знать,
что информация в нем частично устарела и
не соответствует действительности, а
частично никогда не соответствовала ей.
Поэтому на атласе нужно делать пометки,
приближающие информацию атласа к
достоверной.
Дороги делятся на категории. Во-первых,
дороги бывают грунтовыми и
асфальтированными. При этом наиболее
достоверной информацией о качестве покрытия
владеют местные автолюбители. Во-вторых,
дороги бывают магистральными,
федеральными и местными.
Как правило, магистральные дороги соединяют
крупные города и регионы, например М1
соединяет Москву с Брестом, где под
"Москвой" можно понимать почти всю Россию,
а под "Брестом" - Польшу, Германию,
Францию и т.д. Эти дороги, как правило,
имеют хорошее покрытие (не верьте атласу,
иногда, в редких случаях, это - грунтовки,
например М53 между Красноярском и
Иркутском) и мощный круглосуточный
круглогодичный поток разноскоростных
машин.
Федеральные трассы соединяют субъектов
Федерации, например Санкт-Петербург и Вологду.
Кроме того, федеральные трассы
соединяют магистральные дороги, например,
дорога Новгород - Шимск - Николаево
соединяет М20 и М10. На федеральных дорогах
поток пожиже, чем на магистралях. Кроме
того, покрытию, указанному в атласе, в
отношении федеральных дорог, следует
доверять не всегда, значительно реже, чем
магистралям.
Местные дороги, как правило, соединяют
между собой райцентр и окрестные села.
Соответственно, это нередко непролазная
грунтовка, ночной поток отсутствует, дневной
нередко состоит исключительно из
гусеничного и гужевого транспорта.
Кроме такой "геометрической" географии,
полезна также политическая география, так как
немалый поток машин идет в
административные центры и из них, и
экономическая география, потому что людям
свойственно ездить на работу и перевозить
результаты труда.
4.2. Стратегия.
Задачами стратегии являются выбор маршрута,
выбор времени выхода, оценка времени
движения и выбор режима отдыха.
4.2.1. Выбор маршрута.
Выбор маршрута осуществляется при помощи
атласа автодорог и советов товарищей.
В общем случае автостопом лучше
двигаться по дорогам, которые являются
либо магистральными, либо известными.
Например, двигаясь из Петрозаводска в
Вологду не надо прельщаться короткой
дорогой Лодейное Поле - Тихвин. Она, хотя и
короче, но, хотя этого нет в атласе, местами
грунтовая и поток по ней, соответственно, мал.
4.2.2. Выбор времени выхода.
При выборе времени выхода следует учитывать следующие факторы:
а) Между двумя крупными городами существуют следующие потоки:
- выехать с утра (7-9 часов);
- выехать вечером (18-20 часов);
- приехать вечером;
- приехать к утру;
При этом первый мотив является наиболее
характерным для местных машин (локал).
Поэтому на перегруженных трассах (например,
М1 - М10) существуют "предволновой" (5-6
часов) и "постволновой" (11-13 часов)
проходные потоки. Следует учитывать, что
перед тем крупным городом, из которого Вы
выходите, есть иные крупные города. Так,
просчитывая поток от Твери на Санкт-Петербург,
надо учесть поток на Санкт-Петербург из Москвы. Кроме этого необходимо
учитывать особенности региона. Так, на юге
ночной поток весьма и весьма слаб, а на севере
- вполне неплох. Связано это, естественно, с
тем, что южная ночь темнее. В некоторых местах
часть потоков сливается (например, первый
и третий; второй и четвертый).
б) Поток к крупному городу растет по мере
приближения к городу с квадратом расстояния
до города. Аналогично, поток от крупного
города убывает по мере удаления от города с
квадратом пройденного расстояния.
Данное положение верно в пределах "зоны
подчинения" этого города. Эта зона зависит от
размера города и численности населения
города. Например, "зоной подчинения" Санкт-Петербурга
является вся Ленинградская область
+ прилегающие территории Карелии,
Псковской и Новгородской областей; в эту зону
входит милый город Гатчина, "зона подчинения"
которого простирается километров на 15 - 25 в
разные стороны. Мало того, у многих поселков
в этой зоне есть свои зоны подчинения, совсем
маленькие, 1 - 2 километра, "на огород и
обратно".
Естественно, что лучше двигаться в
потоке... Но не всегда это так. Например, при
движении от крупного города в утренней волне
Вы вполне можете потерять веру в
человечество. Валит сплошной поток забитых
чем-то машин. Пустые машины со свистом
проносятся по левым полосам. Никто не
останавливается (остановится - могут обратно
не впустить). И вот тут и начинаешь думать,
что лучше было бы выйти на час пораньше и на
предутренних машинах отъехать хотя бы
километров на 100.
Аналогично - вечером,
когда приближаешься к городу. Но здесь -
другой прием: если машина по Вашим расчетам
должна высадить Вас за 15 км до города в
районе 21 часа, то лучше высадиться за 70 - 80
километров и ловить проходную, либо
высадиться на мощном примыкании справа и
брать машины оттуда.
в) Кроме суточных потоков существуют
недельные. А именно - уик-ендовские. В пятницу
вечером и в субботу утром из города выходит
ВоЛнА. Потом все эти машины возвращаются
в город в воскресенье вечером.
В местах, где
машин мало, эти потоки использовать полезно,
но там, где машин много - лучше в этом потоке
не идти. Особенностями дачного потока
являются: высокий уровень загруженности;
обилие медленных легковых; в мае - пятница,
суббота - более груженые, чем в воскресенье
(везут рассаду, детей и животных туда), в
сентябре - более груженые в воскресенье (везут
урожай, детей и животных оттуда).
г) Также существуют сезонные потоки. Их
образуют, как правило, едущие на отдых (в
Крым, на Кавказ, в Карелию и т.д.) люди. Едут
они, как правило, далеко и надолго, а, поэтому,
всей семьей и с прицепом. Изредка встречающиеся
исключения могут очень хорошо и качественно
провезти Вас большое расстояние.
д) Кроме того имеют место быть потоки перегонных
автомобилей. Отличные скоростные
машины, как правило, пустые, с
профессиональными водителями... но...
водители эти очень опасливы.
е) Многие водители ночью спят. При этом
спят - по разному: иногда с 22 до 5, иногда с 2
до 9, но в целом, время, когда спит максимум
водителей - с 1 до 5 часов.
Резюме: выходить на трассу следует,
сообразуясь с потоками в данном месте в
данном направлении и с самочувствием.
Пример: летом в будний день выходить из
Острова в направлении на Витебск следует в
районе 10 утра. При этом захватывается конец
псковского, самое начало санкт-петербургского
и латвийско-литовского потоков.
Кроме того, знание проходящих потоков
позволит правильно выбрать время схода с
трассы и постановки палатки.
Пример: летом в будний день Вас высадили
в 3 ночи в Пустошке (Вы движетесь в Санкт-Петербург).
Машин, естественно, нет. И не
будет. А если и будет, то немного. Ставьте
палатку и спите до 8 - 10. В это время уже
пойдет поток невельских машин и начнут
появляться витебские.
4.2.3. Ночные потоки.
Ночью надо спать. Поэтому нормальный
человек поедет ночью на машине куда-то далеко
только под давлением каких-либо серьезных
причин. Возможно следующие варианты:
а) форс-мажорные обстоятельства (от
"позвонили, попросили завтра в 4 ночи в
аэропорту встретить" до "моча в голову ударила");
б) любовь к ночной езде;
в) стремление быстрее вернуться домой из
дальней поездки;
г) стремление приехать к утру;
д) желание доехать побыстрее (ночью меньше
машин, следовательно меньше обгонов,
меньше встречных, выше скорость; чище
воздух, следовательно меньше расход топлива;
намного ниже вероятность попасть в пробку);
е) нежелание ехать под палящим Солнцем
(это и машине чревато, и водителю неприятно).
Потоки а, б, в, г являются всесезонными,
хотя в плохую погоду (сильный дождь, туман,
гололед) б, в и г потоки заметно падают:
любителей погонять ночью по гололеду
немного, а остальные в большинстве своем
считают, что лучше приехать поздно, чем
никогда. Потоки же д и е зимой практически
полностью исчезают. Поток е - по вполне
понятным причинам, а поток д - потому что
плохое дорожное покрытие в условиях плохой
видимости замедляет движение сильнее, чем
избыток машин на трассе. Тем более, что
зимой избыток машин на трассе - редкость.
Таким образом, при оценке потенциального
ночного потока следует учитывать и погодные
условия, и мощность трассы.
4.2.4. Оценка времени движения.
Средняя скорость движения автостопщика
летом по магистральным дорогам - 50-70 км/ч в
зависимости от погодных условий, квалификации
и конкретных особенностей трассы. У
неквалифицированных автостопщиков ночью
скорость заметно падает, у специалистов по
ночному стопу - даже возрастает. Зимой, когда
ночные потоки заметно тухнут, скорость падает
у всех. Зимой средняя дневная скорость
автостопщика по магистральным дорогам - 45-60 км/ч.
При "отрыве от города", когда
автостопщик продирается на местных
машинах, его скорость может заметно упасть.
Из всего этого и следует исходить при оценке
общего времени движения.
Пример:
Мурманск - Новороссийск, лето. Старт - во
вторник.
старт - утром, в 6-7 часов.
До Кандалакши - 250 км. Отрыв от Мурманска.
Оценка - 5 часов. Далее - до Петрозаводска
- ненасыщенная машинами трасса. Скорость -
60-70, расстояние - 800 км, время 11 - 13 часов.
В Петрозаводске мы - в полночь. Вполне
существует ночной поток на Санкт-Петербург.
Можно оторваться от Петрозаводска до
поворота на Крошнозеро (около Пряжи). Еще
1.5 часа. Теперь - спать. В районе 8 утра
просыпаемся и выходим на трассу. Идет
Петрозаводский поток. Кроме того, идут
машины, ночевавшие у Петрозаводского ГАИ.
До Новой Ладоги - 260 км. 4,5 часа. Итак, на
федеральной трассе Новая Ладога - Волхов -
Кириши - Зуево мы оказались в 12-13 часов.
Дорога федеральная, длина - 112 км, время
прохождения - 3 часа. В районе 3-4 часов дня
мы - в Зуево. (Необходимо заметить в скобках,
что движение через Санкт-Петербург приведет
к потере нескольких часов за счет расстояния и
необходимости потом от него отрываться) Основной
поток - из Питера на Москву, чтобы
быть в Москве вечером. Но, кроме того, есть
"сорный" поток в Чудово и в Новгород. Если
машина пойдет за Новгород, например, в
Крестцы, то из стратегических соображений на
ней следует ехать. Там будет присутствовать
еще и поток Новгород - Москва, Псков -
Москва. Расстояние - 560 км, скорость - 60
км/ч, время движения - 8-10 часов. В 10-12
вечера Вы в Москве. Зная о том, что на участке
Москва - Кашира утром избыточный поток
машин, вырастающий в многочасовую пробку
на мосту через Оку, отрываемся от Москвы до
Каширы. 3 часа движения. Ставим палатку.
Часов в 8-9 ее уже можно снимать. Через 13-14
часов - Вы в Ростове. Где-то за час проходим
объездную. Ставим палатку. Встаем часов в 7.
До Краснодара 260 км, до Новороссийска - еще
140. Через 7-8 часов там.
Итак: старт во вторник утром, финиш в пятницу
днем; время движения 58 часов, время
отдыха около 20 часов Погрешность расчета
невелика и пройти трассу быстрее расчетного
времени проще, нежели медленнее. В общем-то
более быстрое прохождение того или иного
участка приведет к более полноценному
отдыху.
4.3. Машиноведение.
С точки зрения автостопа машины делятся
по скорости, вместимости пассажиров,
маневренности и чувствительности к рельефу.
По скорости машины делятся на классы:
- медленные: 50 - 70 км/ч
как правило, это
ГАЗ, ЗАЗ, КамАЗ, МАЗ;
- среднескоростные: 70 - 90 км/ч
как
правило, это ВАЗ2101-2103, москвич, ЗАЗ,
ЗиЛ, грузовики иномарки, пустые КамАЗ, МАЗ;
- быстрые: 90 - 110 км/ч
ВАЗ2104 - 2110,
иномарки 80-х годов;
- скоростные: 110 - 140 км/ч
новые легковые
иномарки, джипы;
- суперскоростные: более 140 км/ч
полуспортивные либо просто быстрые модели
иномарок.
Скорость дана по спидометру для лета для
дорог с покрытием. На плохих дорогах и зимой
скоростные различия заметно нивелируются,
вперед выходят джипы и грузовики. Следует
заметить, что именно по скорости деление
является наиболее условным, поскольку
именно здесь очень много зависит от
"прокладки между рулем и сиденьем".
Известны случаи, когда пустой легковой
"мерседес" ехал 70-90, и его легко на 160
обгоняла ВАЗ21099, известны КамАЗы, идущие
110 км/ч и Jeep Grand Cherokee, идущий 60... На
скоростной позиции можно оценивать
скорость визуально и с приличной точностью,
но на хороших позициях машины высоких
скоростей не развивают и оценку скоростных
возможностей машины приходится проводить
по уровню ее загруженности и марке.
По вместимости машины бывают:
- одноместные:
каблучки, некоторые
минигрузовички, МАЗы и грузовики иномарки;
- двухместные:
большинство минигрузовичков, КамАЗы и ЗиЛы;
- четырехместные: легковушки;
известны
случаи, когда в легковой автомобиль влезает
больше или меньше пассажиров, но, как правило, туда влезают четверо;
- многоместные:
автобусы и
микроавтобусы, а также минивэны.
Использование двойкой автостопщиков одноместных автомобилей возможно, хотя и
чревато для водителя материальными потерями
в случае встречи с ГАИшниками.
По маневренности машины делятся на суперманевренные,
маневренные, не очень маневренные и очень неманевренные.
К первому классу относятся малолитражки
типа Оки, Судзуки Свифт, Фиат Уно и т.д.,
обладающие малыми размерами, хорошей
приемистостью и хорошей тормозной
системой. На перегруженных дорогах в руках
умелого водителя эти малютки легко
расправляются "в гонках" с более быстрыми, но
менее маневренными машинами класса БМВ,
мерседес, вольво.
Остальные легковые относятся ко второму
классу. Исключение составляют перегруженные
легковушки с прицепом. Они не очень маневренны.
Также к не очень маневренным относятся грузовики
иномарки. Они попали в этот
класс за счет своей большой длины. Также
сюда попадают ЗиЛы, ГАЗоны, пустые КамАЗы
и МАЗЫ.
К очень неманевренным относятся
груженые КамАЗы.
Чувствительность к рельефу - свойство машины
заметно замедлятся на даже небольшом
подъеме, требовать понижения передачи и
громко пыхтеть при этом. По чувствительности
к рельефу машины делятся на чувствительные и
нечувствительные.
К первой группе относятся груженые КамАЗы
и сильно перегруженные машины иных типов.
Все остальные машины к рельефу почти
нечувствительны.
Очевидно, что лучше ехать на сверхскоростной,
сверхманевренной не зависящей от
рельефа достаточно вместительной машине. О
методах и приемах достижения этой важной
цели - следующая лекция.
Контрольные вопросы:
1. Оцените время движения от Санкт-Петербурга до Бреста.
2. Когда лучше всего выйти на трассу в Сегеже в сторону Санкт-Петербурга?
3. Имеет ли смысл перемещение от поворота
на Новоанненский до поворота на Урюпинск со
стратегической точки зрения?
следующая лекция
(C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.