Лекция 1
Введение
(версия от 1.01.1999)

Сначала необходимо дать определение понятия автостоп. В первом приближении 
автостоп - это бесплатное перемещение на попутном транспорте. При этом автостоп 
делят на 4 рода:
  • 1 род - то, что движется по земле (автостоп по умолчанию);
  • 2 род - то, что движется по рельсам (так и говорят - второй род);
  • 3 род - то, что движется по воде (гидростоп);
  • 4 род - то, что движется по воздуху (аэростоп или авиастоп);
    Курс лекционного обучения в Гильдии - семь лекций.
    Первая лекция - введение;
    вторая - снаряжение и безопасность;
    третья - техника, контактология, этика;
    четвертая - стратегия автостопа, география, машиноведение;
    пятая - тактика перемещения;
    шестая - спецразделы - иные рода, дальние поездки, поездки с "чайником" и с большим грузом, женский автостоп, ситистоп;
    седьмая - спортивный автостоп, перемещение больших групп.
    Подробнее:
    в первой лекции дается ответ на вопрос "что такое автостоп ?" и рассказывается история автостопа и автостопного движения, дается краткая характеристика основным клубам автостопа;
    во второй лекции даются рекомендации по одежде и снаряжению, а также по правилам недопущения экстремальных ситуаций и поведения в оных, ежели они все-таки возникают;
    в третьей лекции даются рекомендации по голосованию и по поведению в машине, по разговору с водителем;
    в четвертой лекции рассказывается о выборе маршрута, об особенностях национальной географии применительно к автостопу, времени выхода на трассу, свойствах машин с точки зрения автостопа;
    в пятой лекции даются правила выбора позиции для голосования, правила выбора машины и правила прохождения городов;
    в шестой лекции рассказывается об использовании иных родов, об особенностях дальних поездок, поездок с "чайником" и с большим грузом, о безопасности девушек на трассе, о ситистопе.
    в седьмой лекции рассказывается о нюансах, возникающих при совместном перемещении больших групп автостопщиков, в том числе в режиме соревнований и о способах информирования друг друга.

    В процессе лекций будут даваться законы автостопа. Запомните раз и навсегда все законы автостопа - вероятностные!
    То есть, следование нижеприведенным правилам не гарантирует быстрое перемещение, а лишь повышает его вероятность. При идеальном использовании законов автостопа вероятность быстрого перемещения стремиться к 1.

    Вообще, автостоп, как способ перемещения, появился очень давно, возможно, с появлением достаточно быстроходного и выносливого транспорта. Примеры автостопа описаны в художественной литературе - Гаршин "Лягушка-путешественница", причем здесь описан сразу аэростоп, Ларрни "Четвертый позвонок" и т.д.

    Но новая эра автостопа началась совсем недавно - в 1978 году, когда группа друзей-школьников-студентов-туристов организовала Ленинградскую Лигу автостопа (ЛЛАС). Этим ребятам хотелось в горы, а денег (по молодости) - не было. Вот они и отправляли одного-двух из компании на поезде со всем тяжелым и объемным снаряжением, скидываясь всей компанией на билеты, а сами отправлялись на попутках и встречали своих "камикадзе" на вокзале.
    Потом появилось желание соревноваться по дороге в горы, и, как следствие, стала развиваться технология автостопа. Революция, с моей точки зрения, произошла, когда в ЛЛАС появились хроники.
    Хроника - запись поездки, позволяющая восстановить режим движения. С появлением хроник появилась реальная возможность анализировать поездки и совершенствовать мастерство. Дальше и иным людям, не отличавшимся склонностью к туризму, или не имевшим такой возможности, захотелось посоревноваться в области автостопа.
    Появилось понятие - гонки, появились Правила гонок Лиги. Автостоп стал видом спорта. Уточнилось определение автостопа для Лиги:
    Автостоп - это бесплатное перемещение на попутном транспорте, который в данный момент не является ни пассажирским, ни рейсовым.
    Первые гонки были коротенькими: Ленинград - Нарва и обратно, но это были уже ГОНКИ. На время гонок участникам давали номера. Потом решили эти номера закрепить пожизненно. Неформальным лидером Лиги являлся тогда и является до сих пор Алексей Воров - №4 ЛЛАС (ПЛАС - с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург аббревиатура стала более благозвучной). Причем он является весьма мощным лидером и не хочет (не может) лидерство в ПЛАС уступать. Это ревниво оберегаемое лидерство привело к тому, что, когда А.Воров куда-либо надолго уезжает, он рискует возвратиться к развалинам Лиги (что и произошло после "автоколумба").
    В 1995-1996 годах в ПЛАС были игры в "демократию". Де-факто был принят Устав ПЛАС. Был избран "совет представителей" - орган с обширными полномочиями. В состав "совета представителей" вошли Гришин, Леонтьев и Колесова. Список мне нравится :-)
    В сентябре 1997 года игры закончились - "совет представителей" распущен, устав отменен. Злопыхателями распространяется новая версия Устава.
    Автоколумб - одно из великих достижений ПЛАС - кругосветная экспедиция, в ходе которой было пройдено около 83 тысяч км по 25 странам Евразии и Америки. В том числе автоколумбовцы прошли зимой от Ленинграда до Чукотки.
    Второй экспедицией ПЛАС является Трансафриканская экспедиция.
    За время своего существования Лигой проведено более 100 гонок и дано более 80 номеров. Прошло двое гонок по Европе. Планируются Кругосветные гонки.

    А что же Москва? Первый клуб в Москве появился в 1994 году. Основателем и идейным вдохновителем его явился Валерий Шанин. Впервые он заявил о себе книгой об автостопе и объявлением в газете "Труд", в котором приглашал всех желающих обучаться автостопу за деньги в Московской Школе автостопа. Лигионеры (члены ПЛАС), прочитав сие объявление, сильно удивились и поехали по этому объявлению. По указанному адресу они обнаружили собственно Валеру Шанина и провели воспитательно-разъяснительную беседу. Беседа окончилась тем, что Валера на очередные гонки ПЛАС поехал ведомым с Филиппом Леонтьевым. Мнение Леонтьева о Шанине, как о ведомом, было отрицательным "Он ездить не умеет".
    Потом Шанин еще громко о себе заявлял. Он провел 2 "чемпионата России" по правилам, мало отличающимся от лиговских. В обоих уверенно победили лигионеры. Особенно в этом показателен второй чемпионат, когда на трассе длиной порядка 3 тыс. км. из 14 двоек было 8 ПЛАС. В итоге первые 8 мест были за лигионерами, и только одна "шанинская" двойка дошла до финиша, проиграв более трех суток восьмому месту, остальные же - сошли.
    В 1995 году возник еще один московский автостопный клуб - академия вольных путешествий (АВП). Неформальным лидером (АВП) является Антон Кротов. Это очень мощный лидер и АВП, по моему скромному мнению, держится на нем. Но АВП занимается не только и не столько автостопом, сколько вольными путешествиями - это и полубесплатное перемещение, и поиск вписок, и автостоп в понимании Лиги. Кротов во время Первых гонок АВП - "гонок мудрости" Москва - Салехард дал свое определение автостопа:
    Автостоп - это перемещение на попутном транспорте, бесплатном для автостопщика. Кроме этих гонок за спиной АВП - поездка в Магадан, поездка в Туркмению через Иран и несколько иных экспедиций.
    Именно А. Кротов является автором первого учебника по автостопу - практики вольных путешествий (ПВП).

    В сентябре 1996 года в автостопном мире произошло важное событие. 11.09.1996 в 22:03 по московскому времени Александр Нетужилов в присутствии Андрея и Елены Галкиных, Татьяны Колесовой и Михаила Гуменика открыл бутылку "Советского Шампанского" в честь образования Петербургской Гильдии мастеров автостопа. В дальнейшем слово "мастеров" ушло из названия клуба. Следует заметить, что эти люди были членами ПЛАС и использовали опыт ПЛАС для создания и обустройства внутренней жизни своего клуба. Собственно Правила гонок Гильдии отличаются от Лиговских только более высоким уровнем изложения и мелкими нюансами.
    Зато Устав Гильдии весьма существенно отличается от Устава ПЛАС. Это устав "демократический". Согласно этому Уставу, делами клуба на равных правах занимаются те и только те, кому это интересно (по этому пункту Гильдия отличается от всех вышеописанных клубов; про них можно сказать Шанин - это ША, Кротов - это АВП, Воров - это ПЛАС, а про Гильдию такого сказать нельзя). Члены Гильдии делятся на три категории - ученики, кандидаты в мастера и мастера. При этом некое регулярное собрание мастеров (Судьбоносная Среда) полномочно решать все вопросы. Кандидаты в мастера имеют полголоса. Для осуществления принципа спортивности введено звание "почетный мастер". Это звание присваивается тем мастерам, которые год не ездили на гонки Гильдии. Почетные мастера не имеют права решающего голоса на собраниях Гильдии (Средах) и Судьбоносных Средах, но для ликвидации префикса им достаточно съездить на гонки Гильдии, а потом год наслаждаться властью.
    Для поддержания того же принципа в Гильдии введены рейтинги. Рейтинг - численный показатель относительной силы гонщика.
    В Гильдии есть только одна должность - чисто функциональная - Хранитель Хроники Гильдии, который, собственно, ведет Хронику Гильдии. Хроника Гильдии - некий журнал, куда заносятся все события, происходящие в Гильдии. Поначалу в Гильдии был еще и Генеральный Арбитр, но потом эту должность упразднили.
    В Гильдии есть некоторое количество обрядов и традиций. Суть их проста - любое приятное событие отмечается либо Ором различного уровня, либо принесением тортика (например, по случаю дня рождения) на Среду.
    В 1997 году аэростопной экспедицией "Камчатка-97" заявила о себе команда "Ультра автостоп". Отцами ее были - Филипп Леонтьев, Александр Нетужилов и Андрей Пожидаев.
    Ультра, в отличие от ПЛАС и Гильдии, не занимается ни обучением, ни соревнованиями. Ультра занимается сложными и сверхсложными автостопными экспедициями.
    Еще есть клуб, возникший на базе газеты "Сорока". Лидеры - Андрей Зайцев, более известный, как Mc Hammer, и Алексей Кричун (AleXY). Но этот клуб занимается только автостопом по городу (ситистопом).
    Алексей Воров во время своих путешествий и поездок сеял семена автостопа и в иных регионах страны. Под его влиянием создалась Мончегорская лига автостопа, но она прожила недолго. Та же участь ждала Вильнюсский клуб, который к середине "автоколумба" фактически перестал существовать, но как Феникс, возродился в 1997 году, благодаря энергичному Владасу Сапранявичусу.
    Со списком автостопных клубов можно ознакомиться здесь.

    Важный толчок в развитии Российского автостопа был дан зимой 1997 года, когда произошли сразу два события.
    Первое - в районе Едрово, на границе Тверской и Новгородской областей произошел первый слет автостопщиков Москвы и Санкт-Петербурга. Сие событие назвали "встреча на Эльбе", потом коротко - Эльба, и это название прижилось. Инициатором и организатором первой Эльбы был А. Воров, но потом у него перехватили инициативу ультравики и последующие Эльбы проходили без участия Президента ПЛАС.
    Второе - создание в сети FIDOnet конференции RU.AUTOSTOP, объединившей множество автостопщиков и вольных путешественников по всей стране. Инициатива создания этой конференции принадлежит опять-таки Гришину, Нетужилову, Леонтьеву и Зайцеву (Хаммеру).
    В 1998 году, 8 августа в поселке Ижицы Новгородской области (412 км от Москвы) собрались представители пяти автостопных объединений (Гильдии, ПЛАС, московской школы автостопа, команды ,,УЛЬТРА автостоп'' и ульяновской команды "Hitch'ники") и договорились о создании РАКА - российской ассоциации клубов автостопа.

    В заключение, хочу заметить, что только прослушивание (прочтение) лекций не даст значительного эффекта в обучении. Необходимо сочетать теорию и практику. Но самостоятельный выход новичкам нельзя рекомендовать. Поэтому следует во время курса, либо сразу после оного договариваться с опытными автостопщиками о прокатке, то есть совместной поездке на парные гонки в качестве ведомого либо о прогулке автостопом по области. Возможен вариант, что ведущий возьмет Вас с собой в какую-либо свою деловую поездку.
    Если же опытных автостопщиков Вам найти не удается, то тогда лучше начинать после прочтения всего курса, летом, в хорошую погоду и недалеко. Желательно выбрать трассу так, чтобы была возможность "схода с трассы" и возвращения иным способом, например, на пригородной электричке.

    Со времени написания этой лекции много чего изменилось. Изменения здесь.

    следующая лекция

    (C) Михаил Гуменик, 2000 г. Публикация без разрешения автора запрещена.